А у нас в России газ. А у вас?..

Марианна Баконина
Октябрь18/ 2021

Сегодня детские стихи Сергея Михалкова звучат по-взрослому актуально и политизировано. А всё потому, что отдельные товарищи решили — газ уже не просто газ, а оружие, причём обоюдоострое.

Статьи европейских коллег-журналистов звучат, как провозвестник апокалипсиса: граждане, готовьтесь к худшему!

Европейцам рассказывают, как и где в доме можно установить печку-буржуйку, учат варить суп в посудомоечной машине, чтобы на одних и тех же киловаттах и тарелки помыть, и обед приготовить, призывают отказаться от использования фена и электрических зубных щёток, разъясняют преимущества отключения отопления в дневные и ночные часы. Девиз грядущей зимы — экономия, экономия и ещё раз экономия.

В Европе мало электричества, и оно ужасно дорогое. В Эстонии такого дорогого электричества не было с момента провозглашения независимости, в Швеции — с 1996 года, в Британии — в последние тридцать лет. Электричества мало, потому что было мало дождей и снизилась продуктивность гидроэлектростанций. А ещё было мало ветра, и ветряки простаивали по всей Европе. Газа тоже нет, его не покупали в расчёте на зелёную энергию. А потом он стал очень-очень дорогим.

Европейцев предупреждают: счета за отопление и освещение вырастут кардинально, потому… Потому что русские поставляют мало газа. Все контрактные обязательства выполняют, но всё равно виноваты.

Вот тут-то и начинается то самое бряцание газовым оружием. Русский газ стал токсичным, ещё когда был коммунистическим. Тогда из немецких труб строили газопровод Уренгой-Помары-Ужгород, а умные головы в Вашингтоне загодя предупреждали: мол, чрезмерная зависимость от коммунистического газа — чревата…

Проблемы у Европы с коммунистами были, тот же ввод войск в Афганистан и связанные с ним санкции, и бойкот Олимпиады в Москве, но газ шёл бесперебойно. Никаких проблем вплоть до 1991 года и крушения Восточного блока. Тогда «братские социалистические страны» и бывшие союзные республики начали транзитно-ценовые войны с Газпромом, и уже в начале 2000-х возобновились разговоры о том, как опасна чрезмерная зависимость от русского газа, который уже не коммунистический, зато авторитарный.

А тут ещё «зелёная повестка» подоспела, и начался поворот в сторону возобновляемых источников энергии. Европа начала безуглеродный поворот, целенаправленно меняя свой энергетический рынок, — ввела углеводородные налоги, учредила биржи по торговле газом и электроэнергией, отказалась от долгосрочных контрактов по обидной схеме «Бери или плати» (не возьмёшь законтрактованные объёмы газа — заплатишь штраф).

Эта схема кажется несправедливой. Но она единственно возможная, если речь идёт о трубопроводном газе. Газопровод штука дорогостоящая, прочая инфраструктура тоже стоит очень дорого и при этом привязывает поставщика к определённому кругу потребителей. Если у поставщика не будет гарантий, что капиталовложения окупятся, он просто не станет рисковать деньгами.

Кстати, такую схему придумал не Газпром, а голландцы, когда осваивали свои месторождения в Гронингене. Причём тогда же придумали привязывать цену на трубопроводный газ к нефтяным котировкам, которые как раз зачастую определяла «невидимая рука рынка».

Однако всё громче звучали предположения, что Россия может поступить как управдом из «Бриллиантовой руки», и, если что-то пойдёт не так — отключит газ. Страх подсесть на русскую газовую трубу и мода на всё зелёное привели к переформатированию газового рынка. Тем более что тут и Дональд Трамп со своим «газом свободы» подсуетился… Началась санкционная война с «Северным потоком-2», который превратился в главную угрозу миру во всем мире

Всё шло прекрасно, и Европа уже видела на горизонте прекрасное безуглеродное будущее… Но тут случилась безветренное, засушливое лето, и выяснилось, что даже если вернуть в строй угольные ТЭЦ, куда более «грязные», чем газовые, то всё равно не хватает энергоресурсов на то, чтобы полноценно отапливать и освещать жилища обывателей и снабжать электроэнергией заводы и фабрики, а квитанции всё равно будут заоблачными…

Так уж распорядилась «невидимая рука рынка», когда в её действия вмешались и чрезмерная вера в «газ свободы», ветряные мельницы, солнечные батареи и мощь приливной волны… Теперь европейские журналисты пишут и переписывают «сценарии энергетического Судного дня», который подготовили русские.

Но в чём вина русских? В том, что у нас в России газ, да ещё газопровод? Вот?

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

4 + восемнадцать =