Встречаются двое американцев: «How are you?» — «Fine!». Встречаются двое русских: «Как дела?» И второй начинает рассказывать, как у него и тут плохо, и тут… Это что, разница бытия или менталитета?
История
Интеллигенты-западники мечтали привести Европу в Россию, а интеллигенты-почвенники, наоборот, мечтали привести Россию в Европу.
Советская власть пропагандировала коллективизм. И под эту сурдинку отобрала у человека его орудия труда. Дескать, «всё у нас государственное», «всё у нас общественное». В итоге уже советские люди к орудиям труда относились просто варварски.
Уникальные станки нередко простаивали, потому что были неисправны. «Несуны» массово воровали с заводов и фабрик всё, что можно и нельзя. Водители государственных грузовиков за деньги сливали бензин и солярку частникам. По обочинам колхозных полей годами стояли проржавевшие до времени комбайны и тракторы.
Если нет своей собственности, нет уважения и к чужой — будь то личная или государственная.
— Он ещё помнил времена, когда порядочные люди вызывали у окружающих уважение.
Общество
Говорят: «Он — культурный человек». Или: «Это культурная нация». Но культура — не данность, она в постоянном преодолении бескультурья. Это касается и отдельного человека, и всей нации в целом.
У нас издавна не любили Америку и Европу с той же силой, с какой любили себя с ними сравнивать. Правда, сравнивали только в одном случае — как только хоть что-то где-то у нас чуточку оказывалось лучше, чем у них.
Русский мессианизм провозглашал «всемирность», «всемирную отзывчивость», потом «интернационализм». Но при этом обязательно подразумевал, что мы лучше других народов — своей «соборностью», «духовностью», «православием», «глубокой религиозностью», «знанием коммунистической идеи», «коллективизмом»…
В медицине есть такой термин «дремлющая инфекция». Так вот, в российском обществе есть две «дремлющие инфекции» — рабства и шовинизма.
Советскую эпоху интеллигенция называла догутенберговской. Многие книги и статьи запрещались цензурой и появлялись только в самиздате, многое существовало в устном виде и переходило в фольклор. Теперь же мы, вслед за всем миром, сразу перепрыгнули в постгутенберговскую эпоху — в эсэмэски, интернет-издания, блоги etc.
— Очень важно, чтобы депутаты приняли этот закон.
— Да. Но ещё важнее, чтобы его принял народ.
Средневековье — это когда сила глупости выше бессилия разума.
Средняя школа даёт средненькое образование, а высшая — усреднённое.
Сейчас и в дочки-матери играют на деньги.
Искусство
Искусство имеет свою независимую историю, зачастую никак не связанную с политической, экономической, социальной или материально-бытовой историей.
Ну какое отношение имеют к прочей истории стран и народов драмы Шекспира, «Божественная комедия» Данте, «Фауст» Гёте, мадонны Леонардо и Рафаэля, музыка, Бетховена, Моцарта, Чайковского, Шостаковича? Или, скажем, сюрреализм — почему он возник именно во Франции и именно в 1920-е годы?..
В искусстве всё зависит не от внешних условий, а от тех идей, которые непонятно почему приходят в голову творцам.
Оркестр — ноль без дирижёрской палочки.
Личность
Детство пахнет мамой и родным домом. Юность — близостью любимого человека и желанием. Зрелость — твоим маленьким ребёнком и радостью работы. А старость пахнет только лекарствами и печалью.
Интеллектуал хочет услышать новые идеи, новые смыслы, а неинтеллектуал — то, о чём сам думает в редкие минуты пробуждения мысли.
Если есть талант — это от Бога. А если его нет — это от генов.
У иных страха нет, потому что не хватает ума, чтобы испугаться.
Сексуальная свобода — это фастблуд.
Общее мнение чаще всего разделяют те, у кого нет личного.