Да, это Рио-де-Жанейро!

Вот уже пять лет я живу в Сан-Паулу, на юго-востоке Бразилии. И до сих пор ни разу не был в Рио-де-Жанейро, до которого по прямой всего 360 километров…

Кабина фуникулёра плывёт вниз, раскачиваясь и разрезая черноту южной ночи. Через стеклянные стены не видно ни океана, в трёхстах метрах над которым мы летим, ни гор, ни пляжей — только звёзды далеко внизу горят ярче, чем на небе. Рио, с его густо населёнными узкими улочками, светится, словно россыпь драгоценностей.

От этой картины невозможно оторвать взгляд, она завораживает…

К тому времени я уже побывал во многих штатах Бразилии. Мои новые друзья и коллеги удивлялись:

— Ты видел в Бразилии больше, чем я!

И это правда. Но почему я ни разу не был в городе, который по праву считается главной достопримечательностью страны? Почему, если когда видишь фотографии этого восьмого чуда света, в голове сразу начинает играть босса-нова?

— Ах, Рио! Терпеть его не могу! Чё там делать? Ещё на подъезде к городу вас ограбят. А чего там не видели-то? — возмущается моя свояченица каждый раз, как только разговор заходит о Рио.

Сама она там не была никогда. И её, наверное, можно понять. Все достопримечательности Рио уже тысячу раз показывали по телевизору, а что не показывали, того полным-полно в интернете у блогеров. Да многие из нас и сами такие. У кого нет портативных видео- и фотокамер, на худой конец — смартфона? Мы снимаем и щёлкаем направо и налево, а потом всё это террабайтами крутится в интернете. Всё чаще, прежде чем нажать на кнопку, останавливаешь себя: а надо ли делать тысячный снимок того, что можно и без меня в два-три клика увидеть во всех ракурсах?

И всё-таки мы едем. Едем в Рио-де-Жанейро.

 

Внутренний двор особняка Парка Лаге (Parque Lage) с видом на статую Иисуса Искупителя на вершине горы Корковадо

 

Через приложение в телефоне жена вызывает современное такси. Современное в том смысле, что водители там таксуют по цифровому навигатору, а не являются профессионалами, прекрасно знающими местность. Простые мужики и молодёжь — подрабатывают.

Садимся и едем куда-то, по карте видно, что далеко. Солнце только начало заходить за горы, шесть часов вечера.

По пути нарушаем все мыслимые правила современного этикета смартфонных перевозок — заводим разговор с шофером. Оказалось, он понятия не имеет, куда нас везет. Говорит, что Рио знает, а вот про такой район в Рио слыхом не слыхивал. А мы, наученные интернетом путешественники, — знаем!

Матеус, наш местный водитель, живёт в центре Рио и со знанием дела рассказывает нам про хорошие бутеку (boteco — открытый бар со свободным дресс-кодом и, как правило, демократичными нравами) неподалёку. Спасибо, но мы же путешественники, нам подавай то, что далеко. К тому же откуда этому Матеусу знать, где хорошо отдыхают? Ведь он тут живёт, работает, а мы за две недели изучили по интернету весь Рио вдоль и поперёк и теперь сами с усами.

 

Вид на знаменитый пляж Копакабана с площадки форта «Копакабана» 

 

Когда я был маленьким, мы каждый год всей семьёй ездили из Сибири в Татарию. Три дня на «Волге» ГАЗ-2410 — по нашей необъятной стране. Папа — за рулём, я — за Атласом автомобильных дорог России, стран СНГ и Прибалтики. Мы тогда не поверили бы, что можно проехать полстраны, не спросив у встречных, где ближайшая гостиница и как до неё ехать. Но главное, чему я в дороге научился у отца, — умению разговаривать с людьми, спрашивать, где, как, когда?

А сегодня путешествовать даже неинтересно. В смартфоне всё есть — с указателями километража, панорамными снимками, краткими историческими экскурсами и даже с указанием, что сколько стоит.

Матеус останавливает машину у громоздкого торгового центра, вход в который украшен аллеей одинаковых пальм и множеством ламп. Наступил вечер, стемнело. Последние десять минут мы ехали в полной тишине, глядя на безлюдные улицы. Водитель сосредоточенно смотрел то в навигатор, то на неизвестную дорогу. Автомобилей на дороге почти не было, но те, что встречались, все, как на подбор, — люксовые.

— Приятного вечера! — говорит на прощание Матеус и второпях уезжает.

Мы неуверенно направляемся к входу в здание. Охранник приветствует нас уже давно устаревшим в Бразилии «Вы».

Оказывается, мы попали в район Тижука (Barra da Tijuca), куда сливки бразильского общества сбежали, устав от присутствия вокруг обычных людей — рабочих, учителей, дальнобойщиков… Раньше я думал, что такие места существуют только в книгах и фильмах из жанра научной фантастики про то, как плебс остался жить в трущобах, работая на красивую жизнь для обитателей Элизиума.

Уже через двадцать минут прогулки по «самому прекрасному месту для вечернего отдыха» нервы у нас окончательно сдают. Мы снова садимся в такси и ещё через час возвращаемся в свою гостиницу. Бросаем телефоны и тёмные очки в номер, затем снова спускаемся, шагаем две минуты по перпендикулярной отелю улице и оказываемся в «Баре Блудниц» — том самом бутеку, про который нам говорил Матеус.

Вокруг нас полным-полно живых бразильцев. Они ходят, сидят, смеются и болтают по-португальски (хотя и со специфическим региональным акцентом, к которому нужно было ещё привыкнуть). Пиво, как ему и полагается, здесь пенное, а традиционные рис с бобами и жареным яйцом — вкусные и сытные.

Из соседних баров доносится своя музыка, и вы чувствуете себя в центре вечернего отдыхающего огромного города. Того самого, про который в интернете рассказывают вскользь, потому что там нечего фотографировать, там есть только то, что можно почувствовать…

На Сахарную гору (Pão de Açucar) — она же Сахарная голова или Сахарная булка (сколько языков, столько и названий) — взбираемся уже на следующий день. Правда, на фуникулёре, за что потом пришлось отвечать перед шурином.

— Дураки вы, надо было по тропинке, так интереснее! — учил он меня.

Но фуникулёр посоветовали местные. И спасибо им за это, потому что так видишь всё вокруг, а на тропинке — только камешки у себя под ногами.

 Вечер. Сахарная гора.

Вид на город с вершины Сахарной горы, канаты фуникулера

 

Советовали мне многое, и я почти всё записывал  в блокнот. Это на будущее, потому что в Рио за один раз всего не увидишь и всего не прочувствуешь. Рио — это город, который не узнаешь, хоть сто лет любуйся им по телевизору и компьютеру. И если ты говоришь: «А чё там делать?» — значит, ты никогда там не был.

 

Фото автора

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

17 + семнадцать =