Сегодня в США бурно обсуждает идею включить Россию в список стран — спонсоров терроризма. Кое-кто уже назвал затею идиотической. Но, по сути, это апофеоз торжества «права сильного».
Пока список стран — спонсоров терроризма невелик. Куба, Иран, Сирия, КНДР. Не так давно из него вычеркнули Судан. За деньги. Нищий Судан заплатил 335 млн полновесных долларов, чтобы жертвы террористических атак Бен Ладена могли в США получить компенсации.
Террорист №1 какое-то время проживал в Судане. Отчего-то никакие многомилионные штрафы не были наложены на другую страну, чьи спецслужбы активно взаимодействовали с Бен Ладеном при подготовке вооружённого сопротивления афганских «борцов за свободу», как тогда принято было именовать моджахедов. Это потом они стали опасными исламскими террористами.
В целом критерии включения в этот необходимый США список не очень понятны.
Ладно, Иран, связанный с Хизбаллой и ХАМАС, которые во многих странах признаны террористическими организациями (хотя в случае оккупации, участников вооружённого сопротивления принято называть партизанами). Ладно Сирия, по которой бродят банды вооружённых людей и некоторые из них промышляют захватом заложников, а заодно режут головы пленникам. Хотя, в сущности, при чём тут власти в Дамаске? Но каких террористов спонсируют КНДР и Куба? Можно сколько угодно не любить социализм или идеи чучхэ, но причём тут терроризм?
Госсекретарь США Энтони Блинкен заверил Сенат, что сейчас высококвалифицированные американские юристы копаются в законах, чтобы понять есть ли легальные основания повесить ярлык спонсора терроризма на Москву. Сенаторы в ответ пообещали оперативно изменить закон, если в действующих актах нет оснований для этого важного решения.
Эксперты перечисляют, какие кары грозят Москве в случае признания России спонсором терроризма. Запрет на поставки оружия и других технологий, вторичные санкции против партнёров, штрафы за торгово-экономическое сотрудничество с российскими компаниями. Но это всё есть и так. После начала специальной военной операции на Украине Россия стремительно превратилась в самую санкционированную страну в мире. Тогда зачем террористический огород городить?
А вот зачем. Параллельно с введением санкций «по всему цивилизованному миру», включая США, началась массированная кампания по изъятию собственности российских олигархов, а заодно и людей менее обеспеченных. Виллы, квартиры, машины, банковские счета… Такая коллективная ответственность за обладание российским паспортом, которую в Кремле называют пиратством.
Так вот, с помощью включения России в список спонсоров терроризма это преступное «пиратство» волшебным образом превращается в благородное «каперство». Тот же самый грабёж и абордаж, но легализованный государственной лицензией. Давняя история, освящённая ещё королевой-девственницей Елизаветой I. Френсис Дрейк, чьи головорезы разбойничали в море от Кадиса до Барбадоса, был в Британии уважаемым человеком и приносил большую прибыль казне.
Вот и сегодня у граждан государства — спонсора терроризма можно конфисковывать собственность и пускать её на благие цели. Например, на компенсации жертвам терактов.
С 2004 года члены семей жертв атаки 9/11 пытались отсудить такие компенсации у Ирана, но не получалось, хотя он и был в требуемом списке. Вообще-то, сам факт того, что Тегеран причастен к этой трагедии не смогла доказать даже Американская комиссия по терактам 11 сентября. Но это не важно. Важно, что иск был разрешен к рассмотрению в 2016 году после того, как Конгресс принял специальный «Закон о правосудии против спонсоров терроризма».
Этот закон позволяет привлекать к ответственности суверенные государства, обвиняемые в поддержке терроризма. А дальше всё зависит от убеждений конкретного судьи. Так, федеральный судья в Нью-Йорке Джордж Б. Дэниэлс пришёл к выводу, что участники атаки на башни-близнецы как минимум передвигались по территории Ирана, а значит, какую-то помощь могли и получить. На этом основании он вынес заочное решение, согласно которому иранцы должны заплатить по 12 миллионов долларов за погибших в теракте жён и мужей, по 8 миллионов — за детей и родителей и по 4 миллиона — за братьев и сестёр. Почему дети с родителями дешевле супругов не очень ясно, как, впрочем, и остальная судейская логика.
Организаторы атаки передвигались по территории многих европейских стран и даже по территории США, но их наказать нельзя, потому что у них есть суверенный иммунитет, который ограждает суверенные государства от наказания за участие в насилии. Скажем, пытки в Гуантанамо и Абу-Грейб давно доказаны, но их жертвы — афганцы или иракцы — не могут требовать компенсаций от США — у Америки суверенный иммунитет.
Отличная штука этот суверенный иммунитет! Судан не может требовать у США компенсаций за стёртую с лица земли фармацевтическую фабрику. Хотя и по ошибке, разбомбили — тем не менее, неподсудны в силу суверенного иммунитета!
США не только не выплатили репарации Ираку за незаконное вторжение и оккупацию в 2003 году, но, напротив, вытянули из Ирака 400 миллионов долларов, чтобы «обеспечить компенсации любых обоснованных требований граждан США, связанных с компенсацией обид, нанесённых при Саддаме Хусейне или после него — террористами. Так принято называть граждан Ирака, которые вскоре после прихода американцев на их землю взялись за оружие. В противном случае Багдад могли бы опять внести в тот самый список спонсоров терроризма, как это было при Саддаме.
Так что идея включить Россию в священный список спонсоров не идиотическая, а весьма мудрая затея, которая позволит на легальных основаниях конфисковывать и после реализовывать (хорошо бы самим себе и за бесценок) собственность РФ или её граждан и направлять деньги на благие дела. Скажем, на оплату оружейных счетов Киева. Удобно, эффектно, изящно. А главное — законно.
Как заметил ещё Цицерон, высшая законность — это высшее беззаконие.