София — 70 русских дипломатов-шпионов на выход, Прага — 20 персон нон-грата, Вашингтон — 10, Тирана — 3, Берлин — заморозили посольские счета, Вашингтон — давно конфискуют посольскую недвижимость…
Сколько красивых афоризмов придумали про дипломатию и дипломатов за последние без малого три с половиной тысячи лет, с тех пор как был заключён первый известный историкам международный договор. Это случилось в 1296 г. до н.э. — египетский фараон Рамзес II и хеттский царь Хаттушаш II договорились о вечном мире, который должен был обеспечить взаимную территориальную неприкосновенность, оказание помощи друг другу в случае нападения третьей стороны и взаимную выдачу перебежчиков.
Тот мирный договор, как и любой другой заключённый впоследствии, не гарантировал вечного мира, но гарантировал определённые правила общения двух или более суверенных держав. Например, гарантии неприкосновенности и безопасности послов.
Нет, разумеется, случалось всякое, в том числе убийства послов. Но, как правило, даже решение ликвидировать послов было рациональным, пусть и варварским на современный гуманистический взгляд. Так Лев Гумилёв считал, что единственной причиной нападения монголов на Русь было жестокое и бессмысленное убийство послов Чингисхана русскими князьями. Но это как посмотреть.
Казнь послов отчасти имела смысл, поскольку в их лице устраняли лазутчиков. К тому же русские и половцы знали о коварной тактике Чингиса, который использовал дипломатию для того, чтобы посеять раздоры между вероятными союзниками. Так половцы, на тот момент союзные русским, ранее поверили в сладкие речь монгольских посланников, которые убеждали их в своих мирных намерениях и не пришли на подмогу аланам, а потом сами стали жертвами монгольской агрессии. Так что убийство послов в канун битвы при Калке было дипломатическим жестом, который скрепил русско-половецкий антимонгольский союз.
Но это времена былые, жестокие и кровавые. В Новое и Новейшее время за не достойное обращение с дипломатами было принято извиняться и каяться, как каялся после резни в русском посольстве в Тегеране персидский Фетх-Али шах. Зачинщиков штурма посольства казнил, сына и наследника с покаянием направил в Петербург, подарил императору бесценные сокровища…
ХХ век внёс в дипломатический этикет свои коррективы, хотя послов всё же убивали, даже в цивилизованной Швейцарии, где присяжные оправдали убийцу посла СССР Вацлава Воровского, и в мятежном Кабуле, где был похищен, а после убит посол США Адольф Дабс.
Но это всё же были редчайшие эксцессы, деяния иррациональные, но совершённые не от имени государства. На государственном уровне притеснять и обижать дипломатов было не принято, по крайней мере вплоть до начала горячей войны.
В ХХ веке про дипломатию придумали массу выразительных афоризмов. «Дипломатия — жонглирование словами, бомбами и улыбками». «Дипломатия — тонкое оружие цивилизованного воина». «Дипломатия — это искусство заставить другого идти вашим путём». «Дипломатия — это умение творить подлейшие дела и говорить подлейшие вещи милейшим образом и в милейших выражениях». Бросается в глаза, тот факт, что дипломатов обвиняют в том, что они хоть и творят иногда всяческие пакости, но делают это ради достижения некоей рациональной цели.
У латиноамериканцев есть горькая шутка насчет бесконечных военных переворотов в их регионе. Мол, в США о путчах и слыхом не слыхивали только потому, что в Вашингтоне нет американского посольства. Но опять же, цель спонсированных США переворотов в Южной Америке была рациональной — отстранить от власти чересчур левое правительство и привести к власти своих ставленников.
Теперь о настоящем. Чем можно объяснить истерику вокруг российских дипломатов в последние годы? В США. В Европе.
Вот те же 70 персон нон-грата, которых София обвинила в шпионаже. Болгары искренне верят, что все 70 были шпионами? С рациональной точки зрения, трудно объяснить, какие именно секреты эта разведрота, если судить по численности, выведывала на болгарских землях от Варны до Златых пясков. Тогда зачем их высылают? Чего именно этими массированными высылками сотрудников посольств и консульств, заморозкой счетов и изъятием дипсобственности добиваются европейцы и американцы? Какие рациональные цели преследуют?
Нет ответа. Но раз это происходит, то какое-то объяснение должно быть. И оно заключается в том, что в XXI веке в системе международных отношений восторжествовала «дипломатия аффекта». Как разъясняют учёные криминалисты, аффект — кратковременный психофизиологический процесс высокой интенсивности, который возникает в ответ на ситуацию, которая воспринимается как угрожающая (заметьте, воспринимается, а не является таковой). Причём по своему характеру аффект — «взрывной» процесс, смесь ярости, страха, злости, агрессивности, который приводит к потере самоконтроля и заставляет совершать бессмысленные и беспощадные деяния.
Если оценивать дипломатические антироссийские истерики в этом ключе, то всё становится ясно и понятно. Даже гневные филиппики по адресу Москвы, когда она, как это принято, высылает дипломатов той или иной страны в порядке взаимности, — а нас-то за что?
Аффект часто сопровождается ощущением безысходности, чувством нереальности происходящего, частичной или полной потерей памяти о событиях во время аффекта, а также бессвязной речью и чрезмерной жестикуляцией.
Все клинические признаки «дипломатии аффекта» — в текущих событиях вокруг русских дипмиссий налицо. Вот только насколько всё это эффективно? Одно, правда, утешает: как правило, аффект — процесс краткосрочный. Отрезвление и раскаяние наступают быстро.
…На дворе XXI век, торжество дипломатии аффекта.