Изумленно слушала речи лидеров государств на Генеральной Ассамблее ООН и интервью, раздаваемые в кулуарах. Господи, они не только не слышат друг друга, но даже не пытаются услышать!
77-я «высокая неделя» Генассамблеи ООН проходит в обстановке полного взаимоНЕпонимания. В центре внимания — демократия и автократия, реформа ООН, а также бесчисленные кризисы — военный украинский, ядерный иранский, документальный косовский.
Президент США Джо Байден считает чрезвычайно опасными имперские амбиции и уверен, что мировое сообщество в лице ООН обязано пресекать подобное поведение, иначе будет подвергнуто риску всё, за что стоят Объединенные нации… Правда? Тогда после Югославии, Афганистана, Ирака рисковать особо нечем, всё уже давно раздавлено. Тем более хочется спросить лидера страны, чья стратегия национальной безопасности нацелена на «сохранение превосходства», — он действительно обеспокоен имперскими амбициями в целом или только чужими имперскими амбициями?
Президент Франции Эммануэль Макрон волнуется относительно псевдореферендумов на территориях, которые подверглись бомбардировкам и теперь находятся в условиях оккупации. Французский лидер и впрямь не знает, кто бомбил эти территории с 2014 года и продолжает сейчас бомбить гражданские объекты, причём теперь уже используя французские гаубицы Caesar?
Канцлер Германии Олаф Шольц тоже обвинил Россию в «империализме» и стремлении «захватить Украину», а кроме того, подверг критике намерение России провести «референдумы» на украинской территории, иначе устав ООН превратится в пустую бумажку… Сразу захотелось вспомнить, на основании какой именно статьи этого Устава ФРГ поглотила международно признанную ГДР, члена ООН, между прочим, и проводился ли при этом референдум? Или этот исторический акт не в счёт?
Президент Украины Владимир Зеленский требует создания трибунала для России «за преступление агрессии, за преступление нарушения границ и суверенитета…» Вероятно он не помнит, кто, когда и почему сбросил первые авиабомбы на Донецк и Луганск, а потом бросил на зачистку войска. Он же не юрист по образованию и в политике он не так давно, может, и не знает, за какие прегрешения НАТО, примкнуть к которому он так стремится, начало бомбардировки Югославии.
Можно напомнить — за военную операцию против собственных граждан-сепаратистов, которые, кстати, в отличие от дончан к тому моменту уже вовсю вели вооруженную борьбу с метрополией. К слову, именно поэтому в виде исключения было решено при отделении Косова использовать положение Устава ООН о праве наций на самоопределение, а не ту статью в которой гарантируется суверенитет и территориальная целостность государств-членов.
Президент Сербии Александр Вучич тоже за суверенитет и территориальную целостность и не очень понимает, чем Украина, чью территориальную целостность защищают всеми силами «демократического сообщества», того же самого сообщества, которое ради права албанского народа говорить и учиться на родном языке так легко пренебрегло территориальной целостностью Сербии.
Вучич мог бы ещё вспомнить, с какой космической скоростью в Германии, да и в ЕС признали легитимность хорватских, словенских и боснийских сепаратистов, а заодно самопровозглашённые республики, хотя Федеративная Югославия была членом ООН и имела международно признанные границы. Но мировое сообщество решило эти реалии проигнорировать.
Сейчас против России введены примерно такие же драконовские санкции, как тогда в 1992-м против Союзной Югославии, которая, подобно Украине в 2014-м, начала войну за свою территориальную целостность.
Помнится, какой вой стоял в мировых СМИ после удара будто бы сербского снаряда по рынку в Сараево. Удары по донецким, луганским, мелитопольским, херсонским рынкам, детским домам, школам и пассажирским автобусам с бесчисленными мирными жертвами как-то выпадают из поля зрения мировых медиа. Видимо, они, в отличие от мирных жителей в Косово, не нуждаются в гуманитарной защите.
«Гуманитарные бомбардировки» — этого термина нет в Уставе ООН и не Россия ввела его в понятийный словарь международного права. Но коль скоро он изобретён и уже использовался, то нынешние события вокруг Украины следует рассматривать именно в этом правовом контексте, а президенту Зеленскому вместо того, чтобы нарушать регламент ООН и выступать 30 минут вместо положенных любому главе государства 15-ти, стоит ознакомиться с конвенциями ООН и ЕС о правах меньшинств и прочих правах и свободах человека. Например, о праве на жизнь тех донецких подростков которых его военные убили в маршрутке с помощью французской гаубицы Caesar.
Может, тогда вместо просьб об очередных оружейных поставках и гарантий безопасности от США, НАТО и самого Папы Римского он разработает другую «формулу мира» — более соответствующую реалиям, а также букве и духу международного и гуманитарного права.