Американские сказки — как пародия на плохой детектив

Есть рекламные ролики, которые трудно смотреть без смеха. Например, ролик по вербовке русских агентов, снятый специалистами из Лэнгли, штаб-квартиры ЦРУ.

Задача рекламы усыпить и убедить, даже если это призыв записаться в американские шпионы на секретном сайте в даркнете или через специализированный чат-бот в Telegram. Придуманный экспертами ЦРУ герой, который потенциально должен стать агентом, отличается повышенной рефлексией (в ведомстве, видно, помнят про «загадочную русскую душу») и хорошим знанием русской классики.

Он — примерный семьянин, живёт в мрачном городе и светлой квартире, любит жену и ребёнка, но его мятущееся сердце стремится к большему и лучшему. На фоне тёмного, заваленного папками (вероятно, с секретными бумагами) офиса следует точное высказывание из Достоевского: «Лучший способ удержать заключённого от побега — сделать так, чтобы он никогда не узнал, что находится в тюрьме».

Из офиса — домой, — такова беспросветная русская жизнь. После объятий жены, герой мысленно перефразирует Льва Толстого: мол, «истинная жизнь происходит там, где совершаются незаметные изменения в душах людей…»

На самом деле оригинальная цитата из толстовского «Круга чтения» чуть длиннее и корявее: «Истинная жизнь происходит не там, где совершаются большие внешние изменения, где передвигаются, сталкиваются, дерутся, убивают друг друга, а она происходит только там, где совершаются чуть-чуточные, незаметные изменения в духовном сознании людей».

Для рекламного ролика Толстой чересчур многословен, но основной посыл мотивационного видео прозрачен — духовное преображение подскажет, куда надо обратиться. Это высказывание российского классика, так много размышлявшего о противостоянии добра и зла, поможет определить правильную сторону истории. Далее потенциальному потребителю рекламы даются словесные гарантии безопасности и достойной жизни.

К ролику прилагается письменная инструкция, где детализируется, какие именно специалисты из военной или мирной сферы интересуют вербовщиков — офицеры, чиновники, учёные, специалисты по высоким технологиям или, в крайнем случае, их знакомые. И, наконец, ссылки на даркнет и телеграм-бот. Для связи.

В общем, всё как в «Пародии на плохой детектив» Высоцкого: «Но работать без подручных может грустно, а может скучно…»

Признаться, если бы не репортаж CNN, в котором официальные представители ЦРУ подтвердили, что авторские права на мотивационное видео, адресованное потенциальным русским шпионам, принадлежат им, я бы решила, что этот аккаунт в популярном мессенджере — банальный и очень смешной розыгрыш. В стиле Вована и Лексуса. Но нет. Всё не так.

Рекрутёры ЦРУ реально верят, что могут завербовать агентов-информаторов цитатами из Толстого и Достоевского, подкреплёнными видеорядом о мрачной жизни отдельных светлоликих граждан в заваленной снегом России, где только жена да дочь подлинный свет в окошке.

Признаться, о методах работы ЦРУ и квалификации их специалистов я знаю по художественным фильмам и документальным книгам журналистов-расследователей. Ну, и по песне Высоцкого. Хотя это только пародия. В целом фантазия у сотрудников ЦРУ от мелких агентов до высоких руководителей весьма буйная. Если верить Джорджу Крайлу и его документальному расследованию «Война Чарли Уилсона», будущий руководитель «афганской программы ЦРУ» обращался к греческой колдунье, чтобы навести порчу на своего высокопоставленного недруга в Лэнгли.

Он же впоследствии водил дружбу с Бен Ладеном и другими афганскими моджахедами, которых до середины 1990-х в Лэнгли красиво именовали «борцы за свободу», а потом начали с ними лютую войну по всему свету — от Судана до Афганистана с Ливией.

Кстати, ещё в период сладкой дружбы с афганскими партизанами ЦРУ организовало по всему миру закупки и бесперебойные поставки мулов в горы Гиндукуша — это чтобы бородатые воины Аллаха могли проводить караваны с оружием по скалистым склонам. А ещё обучило партизан пользоваться высокотехнологичным оружием, вроде «Стингеров».

Кто ж в ЦРУ тогда мог предположить, что спустя каких-то сорок лет эти бородачи, а также их сыновья и внуки смогут вести затяжную войну с самой сильной армией мира и изгнать американцев из родной страны.

Но в сетевой рекламе ЦРУ про судьбу афганцев, вставших на «правильную сторону истории» ни слова. Мотивационное видео должно внушать уверенность в завтрашнем дне. Это знают все бесчисленные продавцы успеха и прочих психолого-магических услуг в  интернете.

Пока вербовочный бизнес у ЦРУ идёт вяловато — у аккаунта с мотивационным видео для россиян всего чуть больше тысячи подписчиков, и это после мощной рекламы на CNN. Чтобы добиться показателей, как у каких-нибудь «марафонов желаний или похудения», необходимо продвигать рекрутинговый бизнес с помощью всё новых и новых роликов.

Могу предложить ещё цитаты из Достоевского, которые подойдут для мятущегося потенциального шпиона. Скажем, его внутренний голос может вопросить: «Тварь я дрожащая или право имею?». Или еще вариант закадрового монолога — «Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало». Или вот, на финал рекламы от ЦРУ: «Люди, люди — самое главное. Люди дороже даже денег»…

В общем, господа из Лэнгли, знайте и любите русскую классику! Ещё Высоцкого можно переслушать:

А за это, друг мой пьяный, – говорил он Епифану,

Будут деньги, дом в Чикаго, много женщин и машин… —

Враг не ведал, дурачина, — тот, кому всё поручил он,

Был чекист, майор разведки и прекрасный семьянин.

Кстати, эта песня Владимира Семёновича называлась «Пародия на плохой детектив». Классика!

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

восемь + пять =