Желающих вернуться в прошлое, всё больше. Вот и дед в очереди в кассу размечтался: «Эх, с такой пенсией да лет бы на дцать назад!..» — «Рубль обратной силы не имеет», — засмеялась кассирша.
Общество
Начиная с 1960-х годов, молодая интеллигенция — те самые шестидесятники — пядь за пядью отвоёвывала у стареющего советского режима острова свободы — джаз, твист, рок-н-ролл, джинсы, поэзию Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама, Новеллы Матвеевой, Булата Окуджавы, Александра Галича, «Голос Америки» и Би-Би-Си, прозу полуразрешённого Андрея Платонова и наглухо запрещённого Александра Солженицына, театры «На Таганке» и «Современник», а их дети в 1970-х — рок-клуб, кочегарки…
На излёте советской власти молодая интеллигенция ушла в параллельный мир — Владимир Высоцкий, рок-музыка, зарубежная проза, поэзия (от Цветаевой до молодёжной), «Митьки», аполитичные тусовки… Всё это не выступало открыто против власти, оно её словно не замечало, игнорировало.
Эти острова неуклонно разрастались, превратившись, наконец, в огромный архипелаг. Таким образом, на виду у всех складывалась параллельная культура, но идеологически слабеющая власть уже ничего не могла поделать с этим массовым отступничеством.
Ещё с полвека назад писатели являлись властителями дум. Их мнение по любому поводу было свято. Конечно, это был перебор. Писатели редко бывают глубокими мыслителями.
Но сегодня всё ещё хуже. Властителей дум нет, но зато есть кумиры. И это вовсе не писатели, а звёзды массовой культуры, от эстрадных певцов и певичек до отвязных блогеров. И тут уж интересны не думы, а кто с кем спит, кто с кем поженился и развёлся, кто кому закатил скандал и прочие не менее «важные» события. Причём в особой цене те события, которые с мордобоем.
Что же после этого удивляться общему падению интеллектуального и духовного уровня так называемого цивилизованного общества, если упал моральный?
На одной и той же точке зрения стоят только слепые.
Герой нашего времени: Владимир Иванович Мирович-Взятченко.
На природе лучшая музыка — тишина.
Истинный интеллигент — это человек с высшим образованием и низшей зарплатой.
Искусство и культура
Массовая культура оттеснила настоящую культуру с её позиций в обществе, превратив в достояние избранных.
В условиях перехода к новой цивилизационной модели, которую сейчас переживает человечество, это особенно опасно. Если раньше культура худо-бедно выполняла свою основную задачу — чтобы, как говорил режиссёр Григорий Козинцев, «люди не скотели», — то теперь свято место оказалось занято тем суррогатом, от которого как раз скотеют.
Нередко писатели — особенно поэты — глупее своих произведений. Понять эту странность невозможно. Но ещё невозможнее понять, как может автор быть умнее того, что он пишет. А ведь такое, хоть и редко, тоже случается.
Классическая русская литература — это, по сути, сборник вопросов, крайне актуальных в нашей жизни. Почему нравственность важнее денег? Должна ли правда быть безграничной? Почему тот, кто выше по социальному положению и должности, всегда считает себя правым? Чем отличаются смелость перед врагом и смелость перед начальством?..
Но звучат ли эти вопросы на школьных уроках литературы? Не говоря уже об ответах.
Личность
Почему ненавидеть легче, чем любить, а тем более прощать? Потому, что ненавидеть в наших генах — от неандертальца, а любить и прощать — от homo sapiens, от человека, а человек, как сказал Мераб Мамардашвили, — «это постоянное усилие быть человеком».
Если коллега тебя не переваривает, это ещё не значит, что он тебя не съест.
В молодости желают успехов, удачи, счастья, любви… На склоне лет — здоровья. А зачем оно, здоровье, если уже не будет успехов, удачи, счастья, любви?..
— На такой подушке только ордена за гробом носить!
Он такой старый, что помнит Еву, когда она ещё была ребром.