Что более свято — Коран или самовыражение?

В Швеции опять сожгли Коран. На этот раз по решению суда. Судьи вступились за святое право на самовыражение. Но при чём тут Коран?

В среду вечером, в первый день светлого для всех мусульман праздника Ид аль-Адха, или Курбан-байрам, на площади перед самой большой мечетью Стокгольма 37-милетний Салван Сабах Матти Момика выдрал несколько страниц из Святого Корана, поместил на их место ломтики бекона, потом бросил книгу на землю и наступил ногой, а после сжёг выдранные страницы Святой Книги.

Всё это происходило на глазах выходивших с праздничного намаза мусульман, а также многочисленных полицейских, которых стянули к мечети в большом количестве для предотвращения неизбежных беспорядков. Полицейские свою функцию выполнили, задержав мусульманина, попытавшегося остановить кощунника.

Позже Момике выписали два штрафа. За использование открытого огня в общественном месте и hate speech (разжигание ненависти). Собственно, акт глумления над текстом, священным для миллиардов людей, правонарушением не считается. Это просто «акт самовыражения», реализация права на свободу слова и свободу мнений.

Коран в Европе и в США жгут не первый раз. Но этот случай — особенный. Раньше на оскорбительные для всех мусульман выходки решались крайне правые радикалы, откровенные исламофобы и расисты, вроде Расмуса Полудана, который минувшим январём сжигал Коран дважды — напротив посольства Турции в Стокгольме, а потом возле мечети в Копенгагене. Но в этот раз на антимусульманскую провокацию решился беженец из Ирака, живущий в Швеции всего несколько лет.

Сейчас Момика через социальные сети позиционирует себя как атеист, писатель и мыслитель, сторонник прав и свобод человека, в том числе женщин, а также противник исламских норм и правил. Отсюда и бекон (запретная для мусульман свинина), которым он осквернил Священную книгу, прежде чем достать зажигалку.

Но если проследить жизнь Момики, выяснится, что его путь к атеизму был как минимум тернист. Он родился в 1986 году в иракском Тель-Афаре — древнем городке, основанном ещё в неолите. 7 тысяч лет до нашей эры — шутка ли! В Библии он упомянут как Телассар…Обитатели тех краев пережили нашествия ассирийцев, хеттов, персов, арабов и далее по списку.

Но Бог с ней с древней историей. Новейшая история городка оказалась для жителей не милосерднее. Когда Салван родился, шла война — ирано-иракская. Когда ему исполнилось четыре годика, Саддам Хусейн вторгся в Кувейт. Потом «Буря в пустыне» и жесточайшие санкции — социальная структура Ирака попросту рассыпалась в прах. В 2003 году новое вторжение, под предлогом поиска оружия массового уничтожения. Американская операция с красивым названием «Иракская свобода». Оружия не нашли, но и со свободой получилось не слишком удачно.

Демократия не задалась, а шиито-суннитский Тель-Афар, населённый преимущественно туркменами, превратился в центр суннитского сопротивления оккупантам. Тут, наверное, сказалась и политика «арабизации» Саддама, переселявшего в регион арабов-суннитов. Тель-Афар известен меньше, чем злой город Фаллуджа, но он тоже пережил два кровавых штурма — операции «Чёрный тайфун» в 2004-м и «Восстановление прав» в 2005-м.

Что там было с правами после их восстановления, не очень ясно, но на долгие годы городок, всего то меньше ста тысяч населения, погрузился в ад межконфессиональной террористической войны. Атаки смертников, подрывы заминированных автомобилей, бессудные расстрелы и расправы. Список длинный. В 2014 году Тель-Афар перешёл под власть запрещённого в России ИГИЛ*. Зверства на религиозной почве стали системными. Минимум три видных лидера Исламского государства* — уроженцы именно Тель-Афара.

Через три года иракские силы народного ополчения городок отбили. Но колесо насилия вряд ли остановилось. Именно в 2017-м кощунник Салван Момика перебрался в Швецию. Шведская пресса почти ничего не пишет о его иракском прошлом, не упоминает никаких деталей его взрослой биографии. Но очевидно, что Момика хотя бы по опыту новейшей истории своего родного городка должен понимать весь ужас религиозного или любого другого фанатизма.

С этим знанием и пониманием он вдруг решается на кощунство. Бестрепетной рукой оскверняет и сжигает Коран. Его мотивы, транслируемые шведской прессой, наивны и расплывчаты:

— Это демократия. Она в опасности, если нам что-нибудь запрещают…

Вообще-то, хоть при диктатуре, хоть при демократии «нам» много что запрещают.

Нам запрещают убивать, оскорблять друг друга, воровать, грабить, публично испражняться, в конце концов. Последнее не является уголовным преступлением, но нам это запрещают. Вряд ли Высокий суд Швеции разрешил бы акцию по публичному испражнению в рамках концепции «права на самовыражение». Потому что в чём тут самовыражение? Чтобы что выразить?

Но Высокий суд Швеции не удовлетворил бы и заявку на публичное сожжение флага ЛГБТ+. Потому что это оскорбит и травмирует представителей этой группы населения. Это однозначно сочтут злонамеренным разжиганием ненависти по признаку сексуальной ориентации. Отчего для Корана и мусульман — исключение?

Обычно правозащитники, отстаивающие право на свободу самовыражения, говорят: но это же просто книга. Но жечь книги — занятие малодостойное, даже если их жгут из благих побуждений как Савонарола. Кроме того, Коран для верующих мусульман не «просто книга», а прямая речь Бога, переданная через Мухаммада, его посланника. Осквернить Коран — всё равно что осквернить Бога.

Как бы адепты «самовыражения» вписали в эту концепцию желание атеиста прогуляться с собакой на поводке вдоль Стены плача, чтобы от души самовыразиться? Высокий суд Швеции одобрил бы атеистическую заявку на право размалевать скандинавскими рунами гробницу Святого Олафа, чтобы — ну, скажем — выразить своё отношение к христианству?

Коран для всех мусульман — не книга, а прямая речь Бога и осквернение Корана — прямое богохульство.

Не случайна резкая и болезненная реакция всех мусульман от Индонезии до Саудовской Аравии, от Ирана до Марокко с Нигерией на выходку теперь уже, наверное, бывшего единоверца. Возникает другой вопрос. Салван Момика не мог не знать о последствиях своего поступка, но всё же пошёл в суд, когда полиция запретила богохульственную акцию. Высокий суд Швеции акцию разрешил — чтобы не погубить демократию и свободу.

Неужели шведские судьи и впрямь искренне верят, что запрет на осквернение Корана серьёзная угроза для демократических прав и свобод, а запрет на аналогичные манипуляции с флагом ЛГБТ+, наоборот, ту же самую демократию укрепляет?

 

* — признано террористической организацией и запрещено на территории РФ

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

одиннадцать + один =