Название «Вологда» с детства ассоциировалось у меня с нежно-розоватым жемчужным сиянием. А когда повзрослела, узнала, что по-древнерусски это слово означает речной жемчуг.
Я неоднократно бывала в Вологде, городе на одноимённой реке, и всегда меня поражало радушие местных жителей, неторопливый провинциальный уклад их жизни. До сих пор в речи вологжан проскальзывает милое оканье. Город очень чистый, в нём есть всё для размеренной комфортной жизни. А какие там молочные продукты! Творог — как крем, о вологодском масле ходят легенды.
Много интересного может предложить Вологда своим жителям, многочисленным туристам и для культурного досуга.
В центральной части города — Кремль, историко-архитектурный ансамбль, заложенный как крепость в 1567 году по приказу Ивана Грозного. На территории Кремля действуют архиерейский двор, соборы, краеведческий музей и картинная галерея, где представлены образцы европейской и русской живописи XVII-XXI веков.
Неоготическая колокольня Софийского собора выстроена в 1869 году на основании разобранной колокольни XVII века (губернский архитектор Владимир Николаевич Шильдкнехт). Вид оттуда на Вологду и Спасо-Прилуцкий монастырь — один из самых красивых среди древних городов России.
Софийский собор — православный храм, ныне музей, возведён в 1568-1570 годах волей Ивана Грозного. Храмы, подобные Софийскому, характерны для русского зодчества ХVI века. В Софийском соборе сохранены фрески ХVII века и иконостас первой половины ХVIII века.
На Кремлёвской площади Вологды — единственный в России «Музей кружева», открытый в ноябре 2010 года в особняке постройки середины XIX века. Первый владелец этого особняка — Александр Васильевич Сорокин, крестьянин из села Турундаево. Разбогатев, он стал купцом. В 1859 году этот дом в центре Вологды приобрёл у Сорокина, тогдашнего городского головы, Николай Петрович Брянчанинов. Брянчаниновы — древний дворянский род. Усадьба Покровское, принадлежавшая Брянчаниновым вплоть до революционных потрясений 1917 года, сохранилась по сию пору.
В уникальной экспозиции вологодского «Музея кружева», собранной в девяти залах второго этажах, представлены не только местные кружева. Более 700 экспонатов отражают всемирную историю кружевного искусства. Здесь можно увидеть роскошные венецианские и брабантские кружева с вплетёнными в них золотыми и серебряными нитями. Вспомним строки из стихотворения Николая Гумилёва «Капитаны» (1909):
…сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.
Представлены и скромные полоски кружев из льняных ниток работы простых русских крестьянок.
Из изделий ХХ века мне запомнилось свадебное мини-платье начала 1970-х годов, сплетённое матерью невесты для безалкогольной комсомольской свадьбы. А ещё — подголовники на кресла в салонах правительственных самолётов СССР, где стюардессы обслуживали высокопоставленных пассажиров в передниках и наколках из вологодских кружев.
В двух залах первого этажа размещаются временные выставки.
В 2017-м меня поразила выставка «Потаённая красота» об эволюции нижнего женского белья.
В этом году я побывала на выставке «Кружево французской элиты» из частной коллекции. Владелица её — Галина Владимировна Новикова, историк кружева, собирательница образцов изящного рукоделия старой Европы. Из экспонатов её обширной коллекции были составлены шестилетней давности выставка дамского нижнего белья и нынешняя, рассказывающая о кружевных капризах французской элиты.
Вельможи при дворе Людовика XIV украшали кружевом отвороты своих кожаных ботфортов. Французская королева и знатнейшие придворные дамы заказывали для себя кружевные чепцы и пеньюары, изготовленные из превосходного батиста, произведённого в Лионе, и кружев, сплетённых в Валансьене.
Царь Пётр I, побывавший при дворе короля-Солнце, ввёл моду на европейское кружево и в России. Его родственницы и их придворные дамы следовали европейской моде.
Вспомните портрет графини Прасковьи Ивановны Шереметевой работы крепостного художника Николая Аргунова. Графиня изображена в тончайшем чепчике из шёлковых кружев желтоватого оттенка. Это знаменитое кружево под названием «блонды» в конце XVIII века производили на юге Франции в городах Пюи и Канны.
Блонды чёрного цвета называются «шантильи», по месту их производства — города Шантийи на севере Франции.
Изделий из кружева шантильи на нынешней выставке особенно много — платья, шали, косынки, салфетки. Запомнилась скатерть, собранная как пазл из квадратов льна и мерного кружева со сценами рыцарского романа — рыцарь, прекрасная дама, единорог, охота, свидание…
Описания кружев как модных деталей женской одежды можно найти во французской литературе XIX века. Эмиль Золя включил их в роман «Дамское счастье» (1883).
В этом уникальном музее кружева всюду. Даже зеркала в холле музейного здания и уютное кафе оформлены кружевными узорами, повторяющими излюбленные мотивы русских кружевниц — птицу счастья и древо жизни.
Фотографии автора