Мир меняется, идеалы трансформируются, ценности переосмысливаются, нравы смягчаются. Неизменно одно — благие побуждения и решимость осчастливить всех и сразу.
Детективы — самое летнее чтение, так что именно летом довелось ознакомиться с серией канадских криминальных романов Луизы Пенни под условным названием «Тайны Трёх Сосен». Всё как положено в детективах — захолустная малонаселённая деревушка в квебекской глухомани, местные жители, чьи шкафы переполнены скелетами и эмпатичный детектив, который вместе с командой проникает в суть событий по ходу расследования очередного убийства.
Деревушка крошечная, но убивают там с завидном постоянством. Хорошо, что Канада — страна мигрантов, так что окончательно этот населённый пункт не обезлюдеет. Приедут новые жители. Примечательно другое. В романах есть сквозной сюжет, завязанный на судьбу индейцев и местную католическую школу.
Среди местных есть и индейцы. От других некоренных жителей их отличает некоторая раскосость и носатость, но говорят они на одном языке и носят ту же одежду, что все. Индейцы и понаехавшие единодушно скорбят о прошлых воспитанниках этой школы-интерната, которых насильно изымали из семей, наряжали в униформу европейского образца, запрещали говорить на родном языке и с помощью изощренных наказаний прививали христианские и европейские ценности. Дети болели, умирали или ассимилировались.
Теперь в память о маленьких страдальцах хозяйка местной галереи, индеанка, которая сама хлебнула горя в этой школе, устраивает бесконечные выставки и инсталляции. А другой местный житель, из пришлых, собирает деньги на монумент в память о жертвах монахинь-кровопийц. Правда, галеристке идея не очень нравится, ей кажется, что понаехавший присваивает трагедию аборигенов, чтобы хайпануть.
Индейские школы-интернаты — живая и совсем свежая рана на теле канадской государственности. До сих пор вокруг таких школ, где заправляли католические или англиканские священники и монахи находят массовые детские захоронения. Вся Канада, включая премьер-министра, скорбит и кается за прегрешения прошлых лет, которые официально признаны культурным геноцидом.
Не знаю, в ад или в рай попали христианские священники и монашки, столь изощренно издевавшиеся над местными жителями. Дело в другом, нет сомнений в том, что они действовали из самых благих побуждений, а побочные эффекты — не их вина. Причина — к примеру, скудное государственное финансирование школ, из-за которого дети голодали и болели. Или — отсталые педагогические приёмы, вроде телесных наказаний, тесных изоляторов или ручных и ножных кандалов. Так пороли до последнего времени даже в элитных школах Великобритании.
А цель самая добрая и даже благородная — сделать из маленьких индейцев и иннуитов добропорядочных христиан, верных подданых Британской короны, воспитанных в духе европейско-канадской культуры. Эти подвижники-христиане свято верили, что помогают детям интегрироваться, а попутно избавляют от адских мук, на которые, по их мнению, индейцы были обречены, продолжая придерживаться своих еретических анимистических верований. Самые благие побуждения. Осуществленные с беспощадной решимостью.
Это теперь, после трансформации ценностей, стало понятно, что на самом деле благодеяния, вроде христианизации и европеизации, — культурный геноцид, который привёл к угасанию индейских общин и их культуры, а ведь она согласно действующим ценностным ориентирам ничуть не менее значима и уникальна, чем европейская. Теперь звучат извинения, выплачиваются компенсации, отмечается Национальный день истины и примирения.
Но вот что тревожит: ценности трансформировались, идеология переосмыслена, а вот благие побуждения и стремление беспощадно приобщить к правильным ценностям всех, до кого дотянутся руки цивилизаторов, никуда не делись. Как иначе объяснить маниакальное желание протащить на футбольный стадион в Дохе радужный флаг ЛГБТ? Или повесить такую же эмблему на футболистов или хоккеистов, которые считают себя искренне верующими мусульманами или христианами? Зачем?
Да, в Катаре в полном соответствии с шариатом, гомосексуальные связи уголовно наказуемы. Причём мусульманину за это грозит смертная казнь, впрочем, как и за гетеросексуальную связь вне брака. Но никого до сих пор не казнили. Просто культурная традиция предписывает осуждать такого рода блуд. Так зачем тащить на стадион в Дохе знамена ЛГБТ?
Те, кто это проделывают, искренне верят, что геи всего мира станут счастливее и свободнее, если им разрешат размахивать радужными флагами на стадионе «Лусаил» или когда православный хоккеист Иван Проворов будет играть за свою «Филадельфию» в свитере с логотипами ЛГБТ? Или их обуревают те же «благие побуждения», что побуждали канадских священников в интернатах для индейцев остригать длинные волосы новых учеников и запрещать им общаться на родном языке?
Они делали это из самых благих побуждений, которые обернулись в итоге культурным геноцидом… Если уж мир меняется, пора осознать, что благие побуждения и неистовое их продвижение нивелируют любые ценности прошлого или будущего. Благочестие, демократию, толерантность, просвещение, свободу самовыражения… Давно известно, осчастливить против воли невозможно, просто не получится. Зато получится искомое счастье превратить в культурный геноцид. Рано или поздно. А потом скорбеть и каяться.