Современный мир погряз в гордыне, позабыв, что это смертный грех. Деградация неизбежна?
Президент Украины Владимир Зеленский своим персональным указом перенёс Рождество. Теперь украинцы будут встречать светлый праздник 25 декабря. Так сказать, вместе со всем «цивилизованным миром». Трудно понять, чего в этом показательном выступлении больше — невежества или самомнения.
Начнём с того, что светский деятель, каковым является президент той или иной страны, украинский в том числе, совершенно не вправе столь бесцеремонно вмешиваться в дела церковные. Более того, он, вероятно, также не в курсе, что Украинская Православная Церковь, часть Русской Православной Церкви, которую собственно намеревался уязвить Зеленский своим указом, празднует Рождество именно 25 декабря. Только по другому календарю, Юлианскому.
И лишь Поместный собор РПЦ вправе решать, будет ли церковь переходить на григорианское летоисчисление, как это сделали Сербская или Румынская Православные Церкви. Но вникать в такие тонкости политические украинцы, обуянные манией национального строительства, не хотят или не могут даже несмотря на то, что своими словами и действиями наживают себе внутренних врагов и внешних недоброжелателей.
Украинские игры вокруг православия с бесконечной и бессмысленной борьбой за «томос» и умножение церковных сущностей ничем, кроме греха гордыни, объяснить невозможно. У вновь образованной Православной Церкви Украины прихожан как не было, так и нет.
А для окормления тех немногих, что есть, приходится изобретать гибридные иконы, где Богоматерь соседствует с очень странными, мягко говоря, святыми — Степаном Бандерой, Романом Шухевичем и Евгением Коновальцем. Мало того, что вся троица была униатского вероисповедания, так все они к тому же активно сотрудничали с нацистами в годы Второй Мировой войны. Вероятнее всего, все трое отказались бы от чести были причисленными к лику православных святых. А уж Ватикан сейчас, памятуя о грехах прошлого, точно не одобрил бы канонизацию бывших эсэсовцев. Но зачем вникать — главное прокукарекать и плевать на последствия. Мы сами с усами — грех гордыни.
Какие дивиденды, скажем, может принести киевской власти скандал вокруг изгнания монахов из Киево-Печерской Лавры или заточение её настоятеля митрополита Павла? Насколько беспринципным и циничным надо быть, чтобы объяснить разгром обители «рукой Бога», как это сделали в Администрации Зеленского? На полном серьёзе «обожествляя» произвол свой собственный и своих силовиков. Грех гордыни — смертный грех.
А сколько греховной гордыни в таких модных ныне словосочетаниях как «весь цивилизованный мир» или «весь демократический мир», так часто звучащих в Киеве, Вашингтоне или Брюсселе?
Разве не гордыней обуяны те, кто считает себя вправе решать, что есть «цивилизация», а что таковой не является? Те, кто самолично хочет определять, что есть «демократия», а что «автократия» и прочие неприемлемые политические системы. Сейчас это излюбленный конёк президента США Джо Байдена. Если использовать систему образов главы европейской дипломатии Жозепа Борреля, только он и его единомышленники вправе решать, где находится благоуханный цветущий сад, а где буйствуют непролазные джунгли. Они и решают.
Скажем, в Киеве при подлинно демократическом режиме можно и даже нужно закрывать оппозиционные политические партии и СМИ, а также сажать политических оппонентов, а вот если это делают автократы, то сие недопустимо и отвратительно.
Ради торжества демократии можно и даже нужно сжигать Коран или Тору, оскорбляя миллионы и миллиарды верующих. Можно и нужно сносить памятники «не тем» героям, осквернять могилы «не тех» людей, запрещать или сжигать книги, если они написаны на неправильном языке. Ради торжества демократии можно и нужно унижать и пытать людей, устраивать вполне себе средневековые аутодафе со «столбами позора» или гонения на христиан в стиле императора Нерона. Все эти деяния не будут считаться преступными, если совершаются ради торжества «демократии», которой так гордятся в том же Киеве.
Грех гордыни – смертный грех, он застит глаза, отравляет разум и разъедает душу грешника. В неискажённой гордыней реальности президент Зеленский, который собственным указом перенёс Рождество, ничем не отличается от императора Калигулы, который сделал коня сенатором. Оба деяния — самодурство самовластных гордецов. Даже если один вошёл в историю как тиран, а второй неустанно твердит про демократию.