Самокатчики и велосипедисты, захватившие городские тротуары, уже который год убивают и калечат пешеходов. Десятками гибнут и травмируются сами. Не пора ли решить проблему кардинально?
Полной статистики пострадавших нет. Гласа вопиющих пешеходов никто слышать не хочет.
А вот в Париже — услышали. Парижане — первые, у кого лопнуло терпение. Там, в результате референдума, уже запретили прокат электросамокатов и велосипедов, так называемый кикшеринг. Почему бы Петербургу не стать вторым? Благие намерения — скажете? Нет, надежда есть! Точнее, сигнал, что нас, наконец, услышали.
На прошлой неделе, 6 сентября, губернаторская газета «Петербургский дневник» вышла с разворотом под заголовком «Электросамокаты: запретить нельзя оставить». Осталось лишь на законодательном уровне поставить в этой фразе запятую после слова «запретить».
Похоже, именно на это настроен председатель постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры городского Законодательного собрания Алексей Цивилёв. Он считает, что самокатчики «несут реальную опасность».
Однако с этим, естественно, не согласен «представитель одной из кикшеринговых компаний» Денис Балакирев. Заботясь, разумеется, о своей прибыли, он тем не менее так и не смог сказать с газетной страницы ничего конкретного — ни фактов, ни цифр, не говоря уже о той же статистике по убитым и травмированным. Сплошные сказки.
Так, пытаясь объяснить, почему нам не подходит парижский опыт, предприниматель объясняет: «В столице Франции самокат — это средство развлечения… А в российских городах самокат — полноценный транспорт».
Будучи жителем Петроградской стороны с её узкими тротуарами, могу констатировать: да, самокаты, как и велосипеды, — это действительно «полноценный транспорт», который колесит по панели круглые сутки, но без всяких хабов, о которых говорит предприниматель. Причём колесит, там, где ему колесить не положено.
Следующее заявление: «…Мы в начале каждого сезона вносим коррективы. Где-то вообще запрещаем использование самокатов, где-то принудительно снижаем скорость». А где-то — это где? Неизвестно.
Дальше в своих рассуждениях этот убеждённый сторонник кикшеринга доходит вообще до абсурда. Оказывается, «пешеход реже попадает под самокат, чем самокатчик под автомобиль», а про ДТП, в которых пешеходы становятся жертвами самокатчиков, полиции якобы ничего неизвестно. Другими словами, настоящие жертвы вовсе не люди, идущие по тротуару, а парни, стоящие на электросамокате, но этих парней, в общем-то, и не жалко.
Куда более взвешенной и отвечающей реалиям нынешней городской жизни выглядит позиция Алексея Цивилёва: «Пешеходы, которые идут от метро домой, тоже имеют право на безопасную и комфортную дорогу. Пешеход вообще самый незащищенный участник движения». Всё так: тротуары уже превратились в зоны повышенной опасности, и кроме того, в полосы препятствий, на которых в самом причудливом виде расставлены и разложены электросамокаты.
А ещё депутат Цивилёв говорит про велодорожки, о которых так любят рассуждать кикшеринговые романтики. Конечно, невозможно повсюду выделить отдельную полосу для движения велосипедистов. Тротуары почти всюду в Петербурге и без того узкие. К тому же велодорожки уже обошлись городу в сотни миллионов рублей, а более или менее массово пользуются ими едва ли полгода — всё-таки здесь Северная столица, с холодами, снегом и льдом.
…Итак, по поводу ответа на вопрос «Кто виноват?», надеюсь, всё ясно. Остаётся — «Что делать?». На него, как мне кажется, может быть только один ответ: запретить всевозможные кикшеринги в городе, кроме тех мест, где в стороне от городских массивов созданы для этого специальные условия.
Если же городские законодатели этого не сделают, останется только внести в Правила дорожного движения изменение, разрешающее автомобилистам ездить по тротуарам. Чем они хуже самокатчиков и велосипедистов? Глядишь, и пробок станет меньше…
Скажете: абсурд. А не абсурд — когда весь город идёт на поводу у тех, кто на нашей безопасности строит свой бизнес и кто стремглав несётся между гражданами, словно в компьютерной игре?
Я официально обращаюсь к наделённому для этого необходимыми полномочиями депутату Алексею Цивилеву: инициируйте, пожалуйста, запуск городского референдума по поводу запрещения езды по тротуарам улиц и дорожкам парков на всех видах колёсного транспорта, кроме детских колясок, детских велосипедов и самокатов «на ножной тяге».
Уверен, «за» проголосуют не только 100 процентов ленинградцев, но и бóльшая часть петербуржцев. Сколько там было у парижан? Кажется, 80 процентов. У нас будет больше!
Париж нам поможет. Если последуем его примеру.