«Я — свободный человек!», — сколько раз мы это слышали. Но вот беда, многие, говоря так, забывают банальную истину: свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.
Общество
Переполненный автобус в час пик.
— Да что вы толкаетесь-то?! Ишь, очки нацепила, книжечку читает… Нечего интеллигенцию из себя строить!
— Вы правы. Какая я интеллигентка! Такая же хамка, как и вы.
Коридор в квартире. В самом центре — дверь в комнату мальчишки-подростка. На двери фломастером надпись:
Кто войдёт без стука —
Вылетит без звука.
А чуть пониже — ещё одна:
Бойся не ножа,
А бойся вилки:
Один удар —
Четыре дырки!
Демократия — это когда каждый говорит то, что думает, но при этом думает, чтó говорит.
История
Древнейший единый Бог — 1100–1000 гг. до н.э.
Будда — 623–544 гг. до н.э.
Иисус Христос — 0–33 гг. н.э.
Мухаммед (Магомет) — ок. 570–632 гг. н.э.
Удивительная закономерность: примерно каждые полтысячелетия рождался новый бог! А потом полтора тысячелетия — никого! Почему? И не находимся ли мы на пороге появления нового бога и новой величайшей религии, общей для всех народов?
Что толку спорить, был Ленин диктатором или нет и в какой степени партия при Ленине отличалась от партии при Сталине? Вот конкретный факт — цитата из «Биографической хроники жизни и деятельности В.И. Ленина (Т. 12. С. 585):
«Февральский Пленум (21–24.02.1923 — С. А.), рассмотрев тезисы по национальному и организационному вопросам, постановил не публиковать их до предварительного ознакомления с ними (с разрешения врачей) В.И. Ленина, и, если Владимир Ильич потребует пересмотра тезисов, то созвать экстренный Пленум».
Как приготовишки-несмышлёныши, ничего не могли сами решить. Целый Пленум, а без главного вождя решение принять нельзя. И слова-то какие: «потребует», «пересмотр», «созвать Пленум ещё раз»… Как говорится, «вот приедет барин, барин нас рассудит».
После того, как советский народ, из-за жесточайшей цензуры, десятилетиями жил в информационном вакууме, с началом горбачёвской перестройки на людей обрушился ниагарский водопад исторических и социально-политических открытий. Поначалу этот огромный, бурный поток вызвал в народе эйфорию узнавания нового, но очень скоро создал ложное представление, будто теперь мы всё уже поняли и во всём разобрались.
Так неуч, осилив толстую книгу, считает, что теперь-то уж он знает всё на свете.
Искусство и литература
В «Котловане» и «Чевенгуре» искусственность фразы у Андрея Платонова достигает наибольшей виртуозности. Однако искусственность эта вполне оправдана и даже естественна, ведь писал-то он об искусственной, ненатуральной жизни, созданной по выдуманной схеме.
Когда читаешь Довлатова — смешно. Когда прочитаешь — грустно.
Для ремесленника, прежде всего, важен результат, для творца — сам процесс.
Попытка создать образ идеального человека, за редчайшими исключениями, даёт не что иное, как уродливую карикатуру.
Может быть, величайшая тайна искусства как раз и состоит в стремлении совместить несовместимое?
Личность
Самовыражение — вот что такое счастье. Вся штука только в том, что одни выражают себя в любви, дружбе и творчестве, а другие — в пьянстве, драках и воровстве. Тут уж от каждого по способностям…
То, что нельзя войти в одну и ту же реку дважды, известно уже тысячи лет. Но хотя бы выйти из воды на один и тот же берег можно?!
Люди всегда говорят о себе. Даже когда они говорят о других или вообще молчат.
— Какая же это жизнь?! Это судьба! Судьба у меня есть, а жизни нет.
Каждый человек — кузнец своего несчастья! Это формула гораздо справедливее общепринятой.