Увы, сегодняшний международный праздник — День «спасибо», родившийся с подачи ООН и ЮНЕСКО, — в России почти не отмечается. Большинство о таком Дне не слыхали. И я тоже узнал о нём недавно.
В нашем доме 38 квартир. Он не ахти какой престижный — железобетонная коробка, поставленная на попа. Народ здесь проживает разношёрстный — чиновники, интеллигенты, самозанятые, служащие, ну, и пьяницы тоже, куда ж без них? Жители время от времени меняются — одни съезжают, другие на их место заселяются.
И вот однажды я как старожил, живущий в этом доме с незапамятных времён, вдруг заметил, что, сталкиваясь на лестнице, в лифте или во дворе, почти никто друг с другом не здоровается. Потому что не знакомы. И тогда я сам начал здороваться с каждым встречным, громко и отчётливо.
Поначалу большинство ничего не отвечали. Видимо, от неожиданности. Некоторые, правда, бросали тихое «здрасс» или «здрасьте». Но постепенно дело пошло меняться к лучшему. Всё больше людей — даже вечно бегущие подростки и молодые парнишки — стали вежливо говорить «здравствуйте», причём уже не дожидаясь моего приветствия.
Приветливая улыбка, вежливое слово при встрече даже с малознакомыми людьми характеризуют не только самого человека, но и сообщество, а также общество в целом.
Много лет назад в Вене, на Ринге, ко мне подошёл какой-то мужчина лет пятидесяти и на чистом русском языке поинтересовался, когда я приехал из России. Я машинально ответил, что третьего дня, а потом, запнувшись, спросил, как он определил во мне русского.
Он засмеялся:
— По напряжённому, замкнутому лицу. У нас, русских, всегда очень строгий вид. Я просто решил проверить, не ошибся ли. И вот видите — не ошибся.
Потом, правда, выяснилось, что сам он русский с натяжкой. Его мать молоденькой девушкой была угнана в Германию в годы Великой Отечественной, там познакомилась с австрийцем и после войны уехала с ним в Вену. Со своим мальчиком, родившимся в сорок пятом, она всегда говорила по-русски, а жили они не так далеко от венского Свято-Николаевского собора, где ребёнка крестили и где он, по сути, вырос. Отсюда и чистый русский язык.
Впрочем, сейчас речь не об этом. А о том, что такое приветливость, вежливость и улыбка, а также привычка здороваться, какую роль они играют в жизни.
Мы говорим эти слова, не задумываясь, как много они значат. «Здравствуй» — пожелание здоровья, «Добрый день!» — пожелание добра, «Благодарю!» — дар добра, «Спасибо» — «спаси Бог»…
Кстати, первым «спасибо» стал говорить протопоп Аввакум, и произносил он это именно так, в два слова: «Спаси Богъ». А наши предки имели обыкновение говорить: «Благодарствую!» — красивое слово, но теперь, к сожалению, почти полностью вышедшее из употребления, в словарях оно, если и встречается, то с пометкой «устар.».
Для многих из нас отсутствие привычки выговаривать все эти слова — из детства: взрослые не приучили. А не приучили потому, что сами не были так воспитаны.
И тут позволю себе высказать одну догадку, которая иным читателям, наверное, покажется спорной. Неумение улыбаться, приветствовать и благодарить малознакомых и вовсе незнакомых людей — соседей по дому, дворника, продавщицу в магазине, кондуктора в троллейбусе — это идёт из прошлого века, когда на протяжении считанных десятилетий миллионы людей переехали из деревень в большие города.
Там, в деревне, все друг дружку знали и были вежливы, а тут, в каменных джунглях, все куда-то бегут, и гуляй по улицам хоть целый день — не встретишь ни одного знакомого. В этих условиях старая этика отношений явно не годилась. А новая была непонятной и чужой.
К примеру, старушка в автобусе спрашивает сидящую рядом девушку:
— Милая, вы не подскажете, который теперь час?
Или вот солидный мужчина в драповом пальто с меховым воротником и шапке пирожком обращается к дворничихе:
— Будьте добры, посыпьте, пожалуйста, песком дорожку перед нашим парадным, а то моя супруга вчера чуть не упала.
Как это понимать? Почему бабка обращается к незнакомой девице, словно к родной, а дядька, по виду явно большой начальник, просит дворничиху, будто он её подчинённый?
Да разве так можно?!
Не только можно — нужно! И жить тогда в большом городе всем будет удобней и приятней. И людей с хорошим настроением прибавится, а людей со стрессами станет меньше. И даже количество происшествий, аварий, несчастных случаев заметно сократится, социологи это уже давно доказали.