Теле-еле

Сергей Ачильдиев
Январь17/ 2024

Чем заняться на протяжении долгих новогодних каникул, тем более, когда за окном под тридцать градусов мороза? Смотреть телевизор. Но смотреть его… просто невозможно.

Телевидение сейчас переживает трудные времена. Прогноз о том, что оно вытеснит всё на свете — остальные СМИ, книги и кино заодно с театром, — не оправдались. Его самого, если ещё не вытеснил, так уже основательно потеснил интернет.

Юное поколение телевизор не смотрит. В молодых семьях его зачастую вообще нет. И даже люди постарше в разговоре любят ввернуть, что в последний раз включали «ящик» чуть ли не в те времена, когда у них был КВН-49. Хитрят, конечно, но лукавство это показательно — смотреть телевизор нынче не модно.

Ну, и куды ж теперича бедному телевидению податься?

Вот оно и пускается во все тяжкие. Старый принцип «борьба за рост культурного уровня зрителя» остался только на канале «Культура» — в заповеднике для остатков былой интеллигенции. На всех прочих каналах этот принцип отринут как вредный. Вместо него — «борьба за самого массового зрителя, культурные потребности которого стремятся к нулю».

И вот уже телеэкран заполонили скандалы из жизни «звёзд», репортажи о самых кровавых преступлениях, концерты с юмором ниже пояса, ток-шоу с обсуждением, кто кому изменил и кто от кого забеременел…

Уверен, если бы не законы о запрете обнажёнки, мата и половых извращений, всё это давно уже превратилось бы в неотъемлемую часть современного телеварева.

Новые фильмы на наше телевидение теперь пускают крайне редко. Только сериалы. И почти все, сшитые на живую нитку. Причём настолько, что, как мне рассказывали артисты, им прямо на съёмочной площадке приходится переписывать диалоги, потому что люди так не говорят. И переписывать быстро — времени на съёмочный период десятка серий отводится меньше, чем когда-то на один доброкачественный фильм.

А сериалы, за редкими исключениями, бывают только двух видов. Или — любовь-морковь выдуманных богачей, разворачивающаяся в гламурных интерьерах. Или — детектив с мордобитием и пальбой из всех видов оружия.

Создатели детективов идут на любые ухищрения, чтобы отличаться друг от друга. Дают в помощь оперу красивую собаку, в противовес умному сыщику вводят ещё одного, полного дебила, вместо следователя мужчины ставят женщину, да к тому же беременную… Но ничего не помогает. Все эти герои (за исключением, конечно, беременных женщин) прекрасно работают кулаками, отлично стреляют и бесстрашно гоняют на автомобилях, которые даже честным генералам не по карману, но… Впечатление такое, будто это один нескончаемый фильм, который можно смотреть с любой середины, потому что все сюжетные ходы примитивны и понятны с самого начала.

Очевидно, и сами руководители ведущих телеканалов понимают, что «нет, ребята, всё не так, всё не так, ребята». Не могут не понимать, ведь несмотря на все старания, телевизионная аудитория год от года продолжает сокращаться, а вместе с ней и рекламный бюджет.

Что же делать? ТВ хватается ещё за одну соломинку — советский кинематограф.

Однако и замечательные советские фильмы не спасают. Слов нет, «Москва слезам не верит» — во всех смыслах выдающаяся работа, недаром получила когда-то «Оскара». Но когда её крутят в 128-й раз, начинает тошнить. Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что наше ТВ задалось целью вызвать у зрителя ненависть к советским фильмам, чтобы он считал настоящим кино не эти картины, а нынешние «мыльные оперы».

А где, скажите на милость, настоящие киногерои нашей современной жизни? Где те, кто трудится на заводах и в научно-исследовательских центрах? Где госслужащие, продавцы магазинов, таксисты, строители? Где учителя, конструкторы, учёные, врачи? Где коллизии, которыми живут реальные люди, где реальные приметы нашего времени?

И главное, кто, наконец, спасёт наше бедное телевидение от картонной действительности, которая имеет так мало общего с той жизнью, в которой мы существуем изо дня в день?..

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

10 − 3 =