Откуда берётся пластиковое кино?

Игорь Персианов
Февраль06/ 2024

Зимними вечерами хочется посмотреть хороший современный фильм. Но несмотря на большой выбор, найти что-нибудь по душе не так просто. Почти всё теперь какое-то пластиковое…

Голливудские фильмы последнего десятилетия смотрятся без восторга. И это не только и не столько из-за ценностных различий. Отталкивает предсказуемость, клишированность сюжетных линий. Фильмы чётко делятся по жанрам и внутри каждого из них режиссёрские приёмы и сюжетные ходы легко предвидеть.

Если картина в жанре мелодрамы, сначала он и она попадут в неловкую ситуацию, которая их познакомит. В какой-то момент он (она) случайно увидит её (его) на пляже (у бассейна, в душе, в тренажёрном зале), и взаимное влечение героев получит гормональную подпитку. В нужный момент зазвучит романтическая музыка…

А если это боевик, то скорее всего главный герой — агент на пенсии («Заложница», «Заложник», «РЭД 2», «Человек ноября») или полицейский с профессиональным выгоранием («Воздушный маршал», «Город порока», «Дьявол в деталях», «Сиротский Бруклин»). Главный герой ввяжется в историю, на его пути будут непреодолимые препятствия, но в конечном итоге он, несомненно, победит. Ну, а если всё же не победит, это будет фестивальный фильм.

Кроме того, впечатление от кинокартины сильно портит искусственность, ощущение фальши. Это, наверное, связано и с особенностями съёмки на цифровую камеру, когда изображение получается слишком контрастное, насыщенное, яркое, не такое, как в реальности. Смотришь и видишь: всё слишком красиво, в том числе облик актёров — белоснежные ровные зубы, идеальные тела, безупречный макияж…

В современном российском кино такие же проблемы, но с российской спецификой. Кино у нас обычно снимают москвичи. Даже если москвичи переносят место действия в Нижний Новгород («Пара из будущего») или в Великий Новгород («Я хочу! Я буду!»), герои у них продолжают жить по московским стандартам.

А если стоит задача изобразить жизнь простых людей, то их быт получается на экране каким-то лубочным. Создаётся впечатление, будто москвичи, делающие кино, понятия не имеют, как живёт народ по другую сторону МКАД.

Ощущение искусственности связано и с плохими сценариями. Они проявляются на экране нестыковками в сюжете, неправдоподобностью ситуаций, надуманностью диалогов.

Как работник системы образования могу сказать, что фильмы о школе, за редкими исключениями, очень далеки от реальности. Чемпион в этом смысле фильм «Училка». Всё, что там придумали, не выдерживает никакой критики. Примитивные стереотипы об учителях и школьниках, нестыковки в сюжете, натужные диалоги, раздражающая претенциозность.  Жаль только, что замечательная актриса Ирина Купченко снялась в такой низкопробной картине.

Отдельная тема — фильмы о войне, где, если бюджет невелик, у всех новёхонькая форма, а медсёстры ходят с макияжем, укладкой и маникюром.

Складывается впечатление, что отечественным кинематографистам в целом лучше стали удаваться сериалы, чем полнометражные фильмы. Не знаю, с чем это связано — наверное, сериал даёт возможность лучше прописать диалоги и характеры, уделить внимание деталям или на него дают больше средств… Мои оценки подкреплены тем, что целый ряд сериалов, снятых в разных жанрах, имеет высокие рейтинги просмотра — «Анна Герман», «Ликвидация», «Великая», «Формула преступления», «Медное солнце», «Нежность»…

В стандартном киноформате удачнее выходят фильмы про героев недавнего прошлого, особенно космического и спортивного. «Легенду № 17», «Движение вверх», «Время первых», «Салют-7» многие посмотрели с удовольствием.

Но как только отечественные кинодеятели берутся за фильм о современности, получается или неправдоподобный московский глянец, или такой чёрный мрак, что опять же возникает эффект искусственности. Пример тому — фильм «Дурак». Там такая чернота, такая жуть, что в жизни ещё поискать.

В общем, хочется посмотреть фильм и воскликнуть «верю!». Но получается это далеко не всегда.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

девятнадцать − шестнадцать =