От грязи микробы умирают?

Прошёлся по одному из красивейших городов мира и вернулся по колено в грязи! — сказал мой друг, приехавший в Петербург погостить из своей заграницы. Это было давно, но — незабываемо.

Исторический центр Петербурга никогда не был таким красивым и чистым, как теперь, в наши дни. Во всяком случае, с хрущёвских времён, когда я уже мог отличать хорошее от плохого.

И центральный район тех российских городов и городков, в которых я бывал в последние годы, тоже ухоженный. В иных городах — больше, в иных — меньше. Подозреваю, что всё зависит от энергичности местного мэра.

Но эта ухоженность — чтó в Северной столице, чтó в провинции — не распространяется на зимнее время года. Видать, наши городские чиновники по-прежнему воспринимают родную русскую зиму как апокалиптический удар природы, справиться с которым способна только весна. Как ни повышай зарплату дворникам, сколько ни трать денег на закупку новой уборочной техники, а непроходимые сугробы и ещё более непроходимые гололёд с гололедицей исчезают только в марте.

А ещё эта ухоженность в большинстве наших городов не распространяется за границы исторического центра. У нас любят цитировать лермонтовские строки про «страну рабов, страну господ», а также «мундиры голубые» и «послушный им народ». Но первую строчку — про «немытую Россию» — словно не замечают. Как не замечают и грязи, мусора рядом со своим домом. Притерпелись, привыкли.

У нас к этому вообще относятся философски: «грязь не сало: потёр и отстало», «от грязи микробы умирают»…

Не хочу никого обидеть, но фактически мы живём на помойке. И сознание у многих из нас помоечное. Где стоим, там всё ненужное и бросаем — окурки, фантики, пачки из-под сигарет, обёртки от сладостей, изжёванную резинку, чеки из магазина…

Кстати, насчёт магазинов. Ко многим из них той же зимой надо пробираться по льду и сугробам, летом после дождя — по лужам глубиной с море, а в сухую погоду — по колдобинам, а уж мусора у самых дверей и вокруг — на самосвал.

Однажды я не выдержал и, зайдя в один такой магазин, сразу отправился к их самому главному менеджеру. Им оказалась тщательно ухоженная миловидная женщина средних лет.

Нет, я не ругался и не скандалил. Избави Бог. Я только поинтересовался, не намерены ли они скоро закрываться.

— Откуда такая информация? — с удивлённым испугом спросила она.

— Информация у меня с улицы, — сказал я и объяснил, что подходы к их торговой точке свидетельствуют о том, что хозяева не дорожат покупателями, а значит, скорее всего собираются отсюда съехать.

В ответ магазинная начальница — надо отдать ей должное — не стала долго мне объяснять, как трудно работать с персоналом и «вообще с людями». Она только тяжело вздохнула, крикнула какого-то Федю, который оказался узбеком, и велела навести порядок перед фасадом магазина.

Оказывается, всё просто. И грязь не убирают не потому, что её нет, а потому что не замечают, причём совершенно искренне.

Так почему же мы всё-таки не обращаем внимания на грязь в наших городах? Почему бросить на асфальт окурок или фантик от конфеты — это считается у нас в порядке вещей?

А потому, что у нас с раннего детства на первом месте всегда высокая культура — «Унылая пора! Очей очарованье!..», произведения классиков литературы, ратные подвиги предков… И это замечательно. Вот только бытовой культуре — умению не мусорить на улице, а заодно со вкусом одеваться, быть аккуратным, не смеяться и не кричать на всю округу, прикрывать ладошкой рот, когда кашляешь, — всему этому нас в детском саду и в школе особо не учили. А если нас не учили, то и мы своих детей этому не учим…

Напоследок расскажу характерную историю from ottuda.

Однажды, лет …дцать назад, шёл я, покуривая сигарету, по улице Вены в сопровождении австрийского парнишки, отличного знавшего русский язык. Когда сигарета догорела почти до фильтра, я стал озираться вокруг в поисках урны. Но сколько ни вертел головой, ни одной из них не углядел.

— Гансик, что же делать? — спросил я, косясь на девственно чистый асфальт.

Он пожал плечами, потом сунул руку в карман брюк и, вынув её, молча раскрыл кулак. Передо мной на ладони лежали три окурка.

— Скажи, — снова поинтересовался я, — а если бросить окурок на тротуар, что будет? Полицейский возьмёт с меня штраф, арестует, посадит в тюрьму?..

— Ничего не будет.

— Тогда почему же никто не бросает? — не унимался я.

Мой Гансик как-то растерянно посмотрел на меня и пожал плечами:

— Но это ведь неприлично!

Без комментариев.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

один × три =