«Слово пацана» — это про нашу боль

В чём идея этого нашумевшего сериала про подростковые банды в Казани конца 1980-х годов? В чём его достоинство? Какие проблемы он затрагивает? И нужно ли такое кино именно теперь?

О времена, о нравы!

Конец 1980-х, Татарстан, криминал, ОПГ — словом, полная разруха межличностных и социальных устоев. То время, которое не щадит, ломает и убивает.

Что будоражит всех в новом сериале «Слово пацана»? Красивые, талантливые актёры? Романтизированный сценарий?.. Хотя, как отмечает режиссёр Жора Крыжовников, сценарий далеко не романтизированный. И мы в этом убедимся уже к 6 серии.

Сериал — про переплетение судеб, про то, как человек из чушпана превращается
в пацана и наоборот. Главный герой Марат искренне верит в то, что движение пацанов — истина и никак иначе, но в конце — «Есть закон выше пацанского». На протяжении фильма мы видим, как меняется герой, адаптируется к новым условиям, как он любит —чисто и свято.

Ощущение распадающейся империи не даёт возможности спокойно играть в футбол и любить. Правила, которые исключают детство, диктуют жизнь этим подросткам. Хотя необходимость в мимолётном детстве и порождает внутренние конфликты героев.

Этот сериал феноменален тем, что попадает в болевую точку нашего общества. «Слово пацана» будто зеркало для нынешних 50-летних, которые смогли найти в нём своё прошлое — глупое, преступное, больное, но наивное и по-своему романтичное, а ещё это урок для современных подростков. Достоинство фильма в его правдивости и переплетении внутренних конфликтов, которые помогают расти героям и вместе с ними зрителям.

Такое кино нам нужно, ведь главная задача режиссёра  — показать жизнь, а здесь она есть, самая настоящая.

 

«Есть закон выше, чем пацанский»

Кровь на асфальте — как лейтмотив сериала, потому что участники группировок — в основном подростки, которые контролировали улицы и микрорайоны. Эти «асфальтовые воины» устраивали жестокие разборки, занимались грабежами и разбоем. Не зря Вова Адидас (герой Ивана Янковского) в ответ на монолог Кощея (герой Никиты Кологривого) об очищении воровского мира и силе Человека произносит ключевую фразу:

— Мы с улицы, универсамовские. Ваши арестантские дела нас не касаются.

Как показывает сериал, философия улиц тех лет абсурдна, ибо подростки не знают, во что они верят, тогда как как «старшие» живут по своим придуманным понятиям.

Герой Ивана Янковского будто бы доказывает, что есть настоящий «пацанский человеческий закон», есть понятия о справедливости, благородстве, сострадании и любви, однако при этом он и его банда грабят других людей. Неужели время это оправдывает? Нет, конечно. И по мере развития сюжета мы видим, как грабеж, кража коверкают судьбы героев.

Вот два наглядных примера. История с украденной шапкой для мамы новичка по кличке Пальто приводит к тому, что бедная женщина попадает в психушку. А в результате кражи видеопроигрывателя подвергается изнасилованию и гибнет Айгуль (героиня Анны Пересильд).

В сериале нет и намёка на романтизацию подростковых банд. У него посыл прямо противоположный: он заставляет зрителя понять, что за свои слова и поступки приходится платить, иногда очень дорого, а ещё — что есть закон выше пацанского, закон любви.

 

Марат и Андрей

Основная задача режиссёра Жоры Крыжовникова заключалась в том, чтобы показать, как изменяются герои — одни падают, другие поднимаются. Причины у всех каждый раз разные. Но один из главных героев, Марат, должен был полюбить, чтобы усомниться в своей группировке и прийти к новому мироощущению. И несмотря на то, что банда его отшила, он находит в себе силы остаться одному и даже противостоять ей. Спасет его собственная сила духа, именно благодаря ей он на глазах вырастает как личность.

— Драматургия — это шахматы, — утверждает Крыжовников.

Все события и герои связаны друг с другом и проходят разные стадии и уровни. Самое главное в драматургии — середина, тактически выстроенная история, которая сама приводит к логическому окончанию.

В финальной сцене драки Марат выдохся. Но… Вот она правда — хотя Андрей одержал верх в пацанской битве физически, духовная победа осталась за Маратом.

Тем не менее трагический финал как будто неизбежен.

 

Родители и дети

Ещё одна боль сериала — взаимоотношения родителей и детей.

Авторы показывают классический пример бескорыстной неподдельной материнской любви. Мама Андрея, бабушка Ералаша, мама Марата — каждая всегда накормит, поддержит, обнимет. Вот маленькая символичная, но значительная деталь, которая покажет масштаб трагедии: мама кормит сына супом.

Любовь — это действие, как сказано в Святом писании. Конечно же, чаще всего проявление материнской любви — в повседневной заботе. Как замечательно придумал режиссёр с банкой бульона, который бабушка Ералаша сварила внуку. И как наивно она ехала с этой баночкой к нему в больницу. Это крайне драматичный момент сериала, невероятно тяжёлый и предельно правдивый. И на мгновенье кажется, будто в этой банке бульона, которую с трепетом передают друг другу юноши, вся её любовь.

Ещё один показательный и не менее драматичный момент, когда мама Айгуль с отвращением наливает суп своей дочке и потом демонстративно выливает его в туалет. Дело не в супе, а в глубине отношений, в нехватке материнской любви, заботы и понимания. Ведь именно этот момент и послужил толчком к решению Айгуль покончить с собой.

Мама Андрея — сверхчувствительная женщина, мать-наседка. Но при этом она ворчлива и беспомощна перед новыми увлечениями сына. В меру своих возможностей она тоже заботится о сыне, ругает его, но наливает ему со всей душою борщ. Она великодушно прощает и принимает сына и его новую компанию, она невероятно добра и проницательна, но нервы её не способны выдержать всех тягостей судьбы, душа ревёт и тонет.

А мама Марата, напротив, поражает спокойствием и мудростью. Она не будет отчитывать сына за его поступки, хотя могла и должна была бы, она по умолчанию любит и принимает его всецело.

Отцовскую линию на себя берет герой Сергея Бурунова — Кирилл Суворов, отец Марата и Володи. Бурунов блестяще справляется с актёрской задачей, передавая весь трепет отцовских переживаний, суету обстоятельств, метаний и чувство безысходности за сыновей.

Любовь его необъятна. Он строг и при этом наполнен отцовскими добрыми чувствами к обоим сыновьям. И даже в заключительной сцене со старшим сыном он принимает горькие обстоятельства, понимает мотивы сына и прощает его. Получается напоминание о христианской притче отцовского прощения блудного сына — сцена сложная, яркая и необходимая с точки зрения драматургии.

Да и в целом весь сериал построен, в общем-то, на христианских канонах.

 

Почему «Слово пацана»  хит?

Развлекательный криминальный аттракцион резко превращается в глубокую драму. Этот скачок и стал залогом большого успеха. В сериале показана неподдельная правда с её внутренними конфликтами, жестоким временем, тяжёлыми судьбами.

Нельзя не отметить и молодёжный актёрский состав, каждый великолепно справился со своей ролью.

Иван Янковский и его интеллигентная подача, как, возможно, показалось многим, помешала ему в работе над образом, однако именно эта противоречивость образа создала его объёмность, заставляющую поверить актёру.

Успех Никиты Кологривого — в его талантливо прожитом герое Кощее, с характерными манерами и тоном голоса. И это образ, созданный всего за четыре съемочных дня.

Ну и, конечно, Рузиль Минекаев превзошел все ожидания. Внутренний конфликт, развивающийся на протяжении всего сериала, Минекаев словно проживает вместе со зрителем. Ему сочувствуешь, за него переживаешь, ему веришь. Финальные сцены Марата особенно ярко раскрываются благодаря таланту актёра. Кульминационной стала сцена мести Марата за Айгуль. В этой сцене внутренний конфликт героя достигает апогея. И здесь уже слёзы горького принятия того, что, какая бы месть ни была, сердце и душу уже не вылечить, любимую не вернуть, а боль не спрятать. И вся эта боль буквально пронизывает зрителя в момент этой кульминации.

Жоре Крыжовникову удалось показать правду — не документальную, а художественную, которая ещё выше. Сценарий, режиссура, игра актёров, музыкальное сопровождение, символизм — каждая деталь создаёт целостную композицию. И если российский кинематограф будет и дальше с таким же профессиональным подходом относиться к созданию фильмов, то отечественной киноиндустрии будет гарантирован успех.

 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

три × два =