The New York Times пишет, что ГРУ платило запрещённым в России талибам за смертоносные атаки на американских солдат. По 100 тысяч долларов за солдата. Этим журналистам не статьи — романы писать.
Самая авторитетная и читаемая газета США, именно так называют The New York Times в рекламных буклетах, в конце июня приготовила для читателей многосерийную шпионскую сагу. Эта долгоиграющее произведение может стать основой для очередного сезона сериала «Родина» — про злонамеренных русских шпионов. Вконец обнаглевшие парни из русского ГРУ платят за скальпы американских парней не то наличными долларами, которые возит в чемодане бывший наркодилер и подрядчик Пентагона в Афганистане, не то прямо скидывают на карту талибам, чьи счета известны, но отчего-то не заблокированы.
Как всякий художественный проект, эта история головокружительно кошмарная, но противоречивая.
ЦРУ верит информации про русский сговор с талибами, которую добывали их афганские коллеги у арестованных бизнесменов. Какой эффектной может стать сцена допроса в подвалах Национальной дирекции безопасности, как теперь называется главная спецслужба Республики Афганистан! А вот АНБ сомневается: нет, мол, достоверных доказательств.
Генерал Кенннет Маккензи, командующий всеми военными силами США на Ближнем Востоке и в Афганистане, знает про русские деньги, но не видит связи между выплатами и атаками талибов. И это вполне вероятно, ведь операцию курируют лузеры из части 29155 ГРУ РФ, которые провалили операции в Солсбери, Женеве и Берлине и вообще не умеют даже поддельные загранпаспорта выписывать, так чтобы не попасть в сети сетевых журналистов-расследователей.
Гонорары в 100 тысяч долларов за голову каждого американца тоже больше походят на сериальные фантазии, если вспомнить, что эти неудачники из части за номером 29155 живут в третьесортных гостиницах в Лондоне и бережно хранят за обложками паспортов чеки таксистов, чтобы отчитаться перед родной бухгалтерией.
Отдельной линией пойдёт талибское сопротивление, которое в стимулах от Москвы не нуждается. Их пресс-секретарь выступает с официальным заявлением — ранее их движение вело войну против американских оккупантов, опираясь лишь на собственные ресурсы, а теперь, после подписания мира с США, они ждут ухода американцев из страны и никого нигде не атакуют. Разве что афганскую армию или полицию…
Всю эту сериальную чепуху на полном серьёзе обсуждают не только в прессе, но и в Конгрессе США. Разумеется, с упором на то, что президент ведёт себя, как марионетка Кремля, опять облажался и ему плевать на жизни американских парней. А президент, наоборот, пишет про очередные фейк-ньюз. Беллетристика давно в политической цене.
В связи с этим расскажу документальную историю. Это история одного афганского семейства, о которой мне напомнила та же газета.
21 февраля 2020 года в The New York Times была опубликована статья некоего Сираджуддина Хаккани. Тот, кто смотрел четвёртый сезон «Родины», наверняка помнит эту фамилию. Именно людей Хаккани должны были убивать смертоносные беспилотники, которыми командовала Кэри Мэтисон, прозванная «королевой дронов». Хаккани — фамилия не вымышленная, это семейство потомственных партизан. Вот что писал американцам действующий командир «Сети Хаккани» за неделю до подписания мира:
«Мы собираемся подписать соглашение с США, и мы полностью привержены выполнению каждого его параграфа, его буквы и духа. Реализация потенциала соглашения, обеспечение его успеха и достижение прочного мира будут зависеть от столь же скрупулезного соблюдения Соединенными Штатами каждого из своих обязательств. Только тогда мы сможем полностью доверять друг другу и заложить основу для сотрудничества или даже партнёрства в будущем.
Мои братья афганцы скоро будут праздновать это историческое соглашение. Как только оно будет полностью выполнено, афганцы увидят уход всех иностранных войск. Приближаясь к этому рубежу, я полагаю, что это уже не столь далёкая мечта, что мы скоро увидим день, когда мы соберёмся со всеми нашими афганскими братьями и сёстрами, начав двигаться к прочному миру, и заложим фундамент нового Афганистана. Тогда мы отпразднуем новое начало, которое приглашает всех наших соотечественников вернуться из их изгнания в нашу страну — в наш общий дом, где каждый будет иметь право жить достойно и в мире»
Очень трогательно, особенно если знать, что от ударов не киношных, а настоящих американских ракет и дронов погибла половина братьев и племянников командира «Сети Хаккани», а за информацию, которая позволит задержать самого Сираджуддина Хаккани, ещё в 2009 году Белый Дом предлагал 5 миллионов долларов, но сейчас цена выросла до 10 миллионов.
Это про него и его боевиков говорила в 2011 году глава Госдепаратмента США Хиллари Клинтон в ходе своего визита в Исламабад: «Нельзя держать змей на своём заднем дворе и считать, что они будут кусать только соседей» Это она про гипотетическую поддержку талибов, которые ведут войну против американцев в Афганистане, причём на стороне пакистанских спецслужб. Мудрая женщина.
Но знает ли она полную историю партизанской династии Хаккани? Историю, которая началась не в 2001 году, когда коалиция НАТО вошла в Афганистан, а гораздо раньше?
Сираджуддин — сын партизана, и он унаследовал отряды отца. Джелалуддин Хаккани воевал в тех же краях с конца 1970-х годов, воевал с «коммунистическими оккупантами» и, кстати, оружием, которое оплачивали США.
Тогда Джелалуддина и его соратников в американской прессе называли не террористами, а «борцами за свободу». А то, что те же пакистанские спецслужбы давали им приют и помогали американцам налаживать с ними контакты, считалось ценной помощью союзников и щедро оплачивалось из бюджета США. Джелалуддин Хаккани даже стал гостеприимным хозяином для американского конгрессмена Чарли Уилсона, главного лоббиста щедрого финансирования афганского джихада, которое позволило превратить таких как Хаккани в технологических партизан ХХI века.
Джелалуддин в окрестностях Хоста, примерно там, где потом боевики его сына атаковали американские конвои, угощал американца бараниной и лепёшками. А заодно показывал, на что способно новое американское оружие вроде «Стингеров», оплачиваемое деньгами, которые пробивал для афганской программы ЦРУ конгрессмен. Тогда Уилсон назвал радушного муллу Джелалуддина «воплощением доброты». За сорок лет эта семья прошла в головах американцев большой путь от «воплощения доброты» до «квинтэссенции зла», превратившись, если пользоваться риторикой Хиллари Клинтон, в ядовитых змей.
Может быть, древнюю мудрость о том, что не стоит держать ядовитых змей на заднем дворе и рассчитывать, что они будут кусать только соседей, американцам стоило вспомнить гораздо раньше — в 1989-м, в 1984-м или даже в 1980 году? Тогда, вероятно, и наша новейшая история была бы совсем другой.