Дед Мороз и мифы о джихадистах

Марианна Баконина
Декабрь28/ 2019

40 лет назад СССР ввёл войска в Афганистан. 40 лет назад возник миф о том, что «афганская авантюра Советов» породила современный джихадизм и Бен Ладена. Верить в мифы легко и приятно, но опасно. 

 

…В декабре зимы начало, 

В декабре дни рождения есть. 

Для одних декабрь  начало, 

Для других  лебединая песнь. 

Эта не очень новогодняя песенка была написана в декабре 1979 года на вилле № 2, а исполнена на вилле № 1 в Кабуле. На этих виллах в городской черте селили бойцов советских спецподразделений, задействованных в операции «Шторм 333», известной как штурм дворца Амина и менее известной «Байкал 79»  захват  20 ключевых объектов в афганской столице, в том числе Генерального штаба и Минобороны, штаб-квартиры военной контрразведки, Центрального телеграфа и тюрьмы для политзаключенных 

…Правда, есть  ещё одна дата, 

Без отметки в календаре: 

Я тебя целую, как брата, 

На кабульском чужом дворе. 

Тогда автор песни и те, кто встречал с ним Новый 1980-й год вряд ли подозревали, что советские войска застрянут в Афганистане на долгие девять с лишним лет и будут вынуждены уйти, не побеждёнными, но и не победителями. Не знали они и о том, что война в Афганистане растянется на долгие десятилетия, а сам Афганистан превратится в гнездо современного салафизма-джихадизма. Точно так же они не подозревали, что именно советскую авантюру объявят причиной появления современных исламских террористов, атаковавших в сентябре 2001 года сердце Западного мира в Нью-Йорке и продолжающих свою войну по всему миру. 

Недавно мне посоветовали посмотреть фильм «Братство», чтобы понять, где искать истоки исламизма. Чем хорош и чем плох фильм Павла Лунгина, «Мозгократия» уже писала, а идея изучать столь сложное военно-политическое и социальное явление,  просматривая художественные фильмы или читая художественную литературу представляется не только наивной, но и малоплодотворной, этакой чересчур «киноведчески-литературоведческой иллюзией». Однако миф о том, что первопричина появления  таких террористических демонов, как Аль-Каида и ИГИЛ,  ввод советских войск в Афганистан, активно муссируется и политиками, и учёными с начала 1980-х. Хотя это умозаключение из серии Post hoc ergo propter hoc  «После этого — значит по причине этого» — логическая уловка, при которой причинно-следственная связь отождествляется с хронологической, временной…  

В декабре 1979 года всё уже было. 

Главные исламистские тексты, которые станут «альфой и омегой» джихадистской пропаганды были написаны Хасаном аль-БаннойСайидом Кутбом, Абу Алой МаудудиАбдаллой Аззамом в 1940-ые — 1960-е годы. Это была попытка найти исламский ответ на вызовы современного мира — ответ мусульманских интеллектуалов на колониальную зависимость, провал строительства независимых государств по капиталистическим или социалистическим лекалам. 

К тому времени молодые исламисты уже поверили в необходимость насилия. Захват заложников в Запретной мечети в Мекке в святые дни хаджа 20 ноября 1979 года, а по мусульманскому лунному календарю 1 мухаррама 1400 года и многодневная бойня, которую устроили боевики «Аль-Масджид аль-Харам», выступившие против «преступной связи» саудовских властей с Западом, западных ценностей и культуры, лишь  один тому пример. К вводу советских войск в Афганистан это знаковое событие отношения не имело, а военную подготовку их лидер получил в саудовской гвардии. 

Что касается Афганистана, там тоже всё уже было. Тексты того же Кутба были переведены на дари и пушту. Стычки коммунистов с исламистами стали обыденностью не только в Кабульском университете, но и в провинциальных учебных заведениях, вроде техникума в ЛашкаргахеЕщё в 1975-м, за три года до саурской революции, устроенной афганскими коммунистами — кстати, без ведома и санкции Кремля — был исламистский мятеж, жёстко подавленный правительством Мухаммада Дауд-хана. А будущие лидеры «афганского сопротивления коммунистическим безбожникам» вроде Гульбеддина Хекматьяра и Бурхануддина Раббани, уже сидели в пакистанском Пешаваре и активно сколачивали свои исламистские партии и движения, хотя о вводе советских войск и речи не было. 

Ввод советских войск был ошибкой, но не причиной зарождения исламистских боевых организаций. 

Однако надо учитывать, в каких условиях была совершена эта ошибка. В Кремле боялись усиления позиций США, появления американских военных баз в ещё одной стране, граничащей с СССР. Именно поэтому в советской и афганской прессе свергнутого и убитого в ходе ввода ограниченного контингента Хафизуллу Амина именовали «агентом ЦРУ». 

Был ли он действительно агентом? Как говорил мой учитель Александр Леонович Грюнберг: «Конечно, он не получал от ЦРУ деньги в конверте, но разговор о том, что, мол, возьми власть, а там поговорим с американскими дипломатами, вполне мог быть». Тем более посол США в Афганистане Адольф «Спайк» Дабс, назначенный сразу после саурской революции вёл себя действительно странно. А в феврале 1979го был похищен не то исламистами, не то маоистами  и убит во время штурма номера в гостинице «Серена» в центре Кабула, где его укрыли похитители. 

Можно не верить данным о том, что посла видели в той самой гостинице накануне вечером, но тот факт, что он приказал остановить свой бронированный автомобиль по требованию неизвестных и вооружённых людей, а затем открыл пуленепробиваемое окно, позволив им захватить машину, выглядит очень странно. Так же как молниеносный и разрушительный штурм, начатый по приказу Амина, возглавлявшего тогда афганскую спецслужбу, известную как ХАД. 

Так что активность американцев в Кабуле могла быть воспринята как угроза, и не такая уж беспочвенная. Как вспоминал тогдашний советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский: «Мы не толкали русских вмешиваться, но мы намеренно увеличили вероятность, что они это сделают…». А его шеф  Джимми Картер подписал президентский указ, санкционирующий финансирование антикоммунистических сил в Афганистане3 июля 1979 года. До ввода советских войск.  

Пропаганда «джихада против безбожников» началась до ввода советских войск. Правительство в Кабуле и его представители на местах были достаточно безбожными. Хотя ввод советских войск подлил масла в пропагандистскую войну, а власти арабских государств, той же Саудовской Аравии или Египта, где исламисты убили действующего президента, охотно позволяли своим радикалам уезжать в далекий Афганистан  пусть воюют за ислам подальше от дома. Вашингтон, когда афганская мышеловка захлопнулась, охотно финансировал прокси-войну против Советов. 

Но все эти исламские активисты, афганские и пришлые так бы и остались бородатыми партизанами, пусть даже с автоматами в руках, если бы судьбой афганского джихада не занялся молодой и чрезвычайно талантливый военный стратег Майк Викерс. Именно он предложил отказаться от массовой раздачи «калашниковых»  миллионам моджахедов, а сосредоточиться на вооружении и обучении нескольких десятков тысяч бойцов. Вот что пишет о стратегии, придуманной Викерсом, американский журналист Джордж Крайл: 

«Более важное значение имели планы Викерса для этой основной группировки мусульманских воинов. Он намеревался оснастить их самым современным оружием и превратить в армию технологических партизан конца XX века… Викерс уже направил моджахедам целый поток нового разнообразного вооружения, но это было лишь полдела. Он пришёл в ужас, когда узнал, что Агентство предлагает моджахедам лишь четыре или пять тренировочных курсов по тактике и вооружению продолжительностью не более одной недели. Теперь под руководством полковника морской пехоты Ника Пратта… Агентство учредило 20 разных курсов по широкому спектру дисциплин партизанской войны, иногда продолжавшихся более одного месяца».  

Так радикальных и фанатичных исламистов учили воевать — разумеется, из самых благих соображений, — чтобы сокрушить «империю зла». И научили. Очень хорошо научили. Потом  война с «империей зла» закончилась, а армия тренированных бойцов превратилась в свободных джихадистов-салафитов, которые ненавидели всё, что не ислам, умели воевать и умели учить воевать молодых, причём не только в Афганистане и не только против коммунистов-безбожников. 

А ввод советских войск? Это не причина, это скорее повод для создания этой армии. И ещё — фатальная ошибка. Вновь процитирую моего учителя Александра Леоновича Грюнберга, на тот момент одного из лучших в СССР специалистов по Афганистану: «Надо было не войска вводить, а забросать Афганистан мукой и галошами». Но об этом в декабре 1979-го не знали парни, откомандированные в Кабул и сочинившие грустную новогоднюю песню… Не знали они и о том, сколько тысяч «уйдут навечно». 

…В суету, в новогодний вечер 

Вспомни наш боевой отряд. 

Первый тост  за ушедших навечно. 

Тост второй  за живых ребят!.. 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

три + десять =