В нашей жизни своё, национальное, постоянно перемешивается с иностранным. Одни считают, что это прекрасно, другие — что ужасно, а третьи об этом вообще не задумываются. Так кто же прав?
Смешение культур
С тех пор как появился интернет, у россиян одна из самых излюбленных тем для обсуждения не былые «кто виноват?» и «что делать?», а «кто мы такие?». В смысле — Запад мы, Восток или вообще своя отдельная цивилизация?
Петербургский философ Андрей Столяров в своей очень интересной книге «Призрак нации: Русский этнос в постсовременности» оценивает эту ситуацию так:
«Сейчас в России наблюдается… шизофреническое раздвоение: аудиовизуальная культура у нас в основном западная, текстовая культура (литература, усваиваемая в школе) — русская, социальная и экономическая модели — западные, архетипы (исторические сложившиеся константы национального подсознания) — русские. Чем это может грозить, понятно. Не случайно по уровню психопатических отклонений — алкоголизм, наркомания, количество самоубийств — Россия занимает одно из первых мест в мире» [3. С. 96–97].
Об этой российской раздвоенности говорилось уже давно и не раз. Тем не менее, точно так живёт вся Европа! И никакого «шизофренического раздвоения» на этой почве там вроде бы не замечается. Да и у нас, если встречаются «психопатические отклонения», то явно по другим причинам.
Мне могут возразить: Европа тут не пример, она и есть Запад. Ну, хорошо, а, скажем, Япония?
Японцы очень любят смотреть европейские фильмы (в том числе русские мультики) и слушать европейскую музыку, включая русских композиторов, но в школе учат свою национальную литературу, хотя во взрослом возрасте наряду со своей литературой читают романы и рассказы западно-европейских и русских классиков. Жизнь миллионов граждан и экономика у них построены по евро-американским моделям, а историческое подсознание — своё, японское. Там тоже немало пьяниц, наркоманов, суицидников, но вовсе не из-за какого-то шизофренического раздвоения национального характера.
И вообще, заимствование чужих культур обогащает, а потому видеть в них негативное явление, мягко говоря, ошибочно. Разве плохо было то, что наши предки заимствовали в Византии христианство, у европейцев Кирилла и Мефодия — письменность, а у варягов-скандинавов — государственность? Я уж не говорю о многочисленных русских культурных, технических и бытовых заимствованиях при Петре I и о классике нашего искусства (литературе, музыке, живописи), которые во многом выросли из европейских корней.
История с географией
В географическом отношении России необыкновенно повезло. Она оказалась на стыке культур и цивилизаций. Причём в начале российской истории заимствование, прежде всего, проходило не по линии Восток-Запад, а по линии Север-Юг.
Ещё на заре российской государственности с Севера пришли к нашим далёким предкам язычники со своей княжеской и дружинной культурой, а с Юга — культура духовная, религиозная и письменная. Об этом немало писал Дмитрий Лихачёв, заметив, что «Русь естественнее было бы назвать Скандовизантией, нежели Евразией» [1. С. 30–31].
В последующие века, несмотря на все противоборства с Европой, Русь-Московия-Россия немало перенимала у своих западных соседей. Пусть импульсивно, время от времени впадая то в изоляционизм, то в «преклонение перед Западом». Но это было обогащение, которое раз за разом помогало стать в ряды государств, наиболее сильных в экономическом и военном отношении, позволяло гордиться своей культурой и своим искусством.
А вот на Востоке наши предки черпали мало. Он в эпоху Средневековья, Нового и Новейшего времени заметно отставал от Запада, а перенимать у отстающих себе дороже. Доказательством тому эпоха складывания Московского царства — первые его правители, начиная с Ивана III (1440–1505), строили русское государство по жестоким лекалам Орды, и принципы эти остались у нас на века…
Однако, как бы и сегодня ни сильны были эти принципы, они затрагивают только само государственное устройство и место государства в стране. Тогда как главенствующая во всех сферах жизнедеятельности «русская культура и культура российских народов, — европейская, универсальная культура…» [1. С. 32].
И это действительно серьёзная, опасная раздвоенность. В прошлом столетии она послужила далеко не последней причиной четырёх революций — в 1905-м, в феврале 1917-го, в октябре 1917-го и в августе 1991-го.
Мировой концерт культур
Так с кем же Россия — с Западом, с Востоком или она вообще отдельная цивилизация?
Думаю, вопрос этот в известной мере устарел. «Запад вышел за рамки Запада. Идёт становление мирового концерта культур», — писал философ Григорий Померанц [2. С. 409]. Это означает, что та или иная страна определяется уже не географической принадлежностью, а экономическим и технологическим укладом, который, в свою очередь, формирует новую культуру.
Те времена, когда Карл Маркс писал об «азиатском способе производства», давно канули в Лету. К примеру, Республика Корея, Гонконг, Сингапур географически находятся в Азии, на Востоке, но «способ производства» и весь строй жизни там никак не назовёшь ни азиатским, ни восточным.
Таким образом, и сегодняшнюю Россию некорректно причислять ни к Западу, ни к Востоку. Правильно было бы только сказать, что население России преимущественно живёт по-европейски — в европейских мегаполисах и небольших городах, в квартирах или отдельных коттеджах, русский язык относится к группе славянских языков и существенно отличается от европейских только кириллицей, система образования у нас европейская, все виды искусства — тоже… Ещё можно добавить, что хотя бóльшая часть россиян — христиане, около 30 миллионов граждан — мусульмане. Но и оттого, что почти каждый пятый житель России исповедует ислам, она не является Востоком.
И называть Россию отдельной цивилизацией неверно. Время стран-цивилизаций тоже миновало. Сейчас ни одна страна, за исключением разве что Китая, уже не может претендовать на это звание. И никогда не сможет. Мир быстро идёт к единой глобальной цивилизации.
Да, остаются различия во многих национальных особенностях — культуре, языке, верованиях, бытовых обычаях… Но в главных приметах повседневной жизни — нравится это кому-то или нет — всё больше одинакового. Словно Кто-то там далеко вверху огромной поварёшкой неустанно перемешивает людей, народы и их культуры.
Если вам случалось перед поездкой за границу к друзьям или родственникам ломать голову над тем, какие им привезти подарки, — вы без труда поймёте, о чём я говорю. Что можно туда привезти такого, что там не продаётся?..
Литература
- Лихачёв Д.С. Многомерное и целостное видение культуры // Лихачёв Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре СПб., 2015
- Померанц Г. Сны земли. М.–СПб., 2014
- Столяров А. Призрак нации: Русский этнос в постсовременности. СПб. 2019