Александра Смирнова: «Ушу обогащает нашу культуру»

Кунг-фу — один из видов боевых искусств — ещё недавно был очень популярен. Но в последние три года его вытесняют школы «ушу». Почему это происходит?

— Александра, вы — тренер китайских боевых искусств. Сначала объясните, чем отличается ушу от кунг-фу?

—  Вообще-то, слова «ушу» и «кунг-фу» часто употребляют как синонимы, что не совсем верно. Ушу дословно переводится как «боевые искусства», и это общее современное название для всех боевых искусств, существующих в Китае. А кунг-фу («кунфу» или «гунфу») означает постоянное совершенствование в каком-либо виде деятельности.

Это произошло из-за недопонимания и, думаю, из-за более привлекательного звучания. Однажды Брюс Ли во время интервью с американскими СМИ употребил термин «гунфу», описывая своё мастерство. Но американские журналисты переозвучили слово в kung fu и стали им обозначать китайское боевое искусство. Даже фильмы на эту тему стали называть «кунг-фу боевики».

— В азиатских школах борьбы есть своя иерархия. А какая она в ушу и сложно ли подняться в ней?

— В школах ушу ключевую роль играет личность наставника, а не название изучаемого стиля. Для ученика важен сам учитель, который является живым символом долгой традиции. Обучение здесь — это не столько изучение техник ушу, сколько следование учителю. Поэтому, спрашивая о стиле ушу, в традиционных школах чаще всего упоминают имя учителя, подчеркивая принадлежность к его духовной линии. В отличие от этого, современные спортивные клубы ушу фокусируются на стиле и технике, а не на фигуре учителя.

— Есть очень интересный вид борьбы «тайдзицюань с веером». Но, по-моему, это просто танцы с красивым предметом…

— Нет, это действительно боевое искусство. Раньше веера как уникальные орудия сочетали в себе и практическую, и церемониальную функцию, позволяя своему владельцу не только защищаться и атаковать, но и демонстрировать своё мастерство и социальный статус. Боевые веера были распространены в различных культурах, включая Китай.

Плавные движения, объединяющие скрытость и стремительность, особенно подходили женщинам. Они легко захватывали «энергию» ветра, используя её в своих интересах, особенно при выполнении форм с веером. Грациозное выполнение формы — это словно полёт, невидимое мерцание бабочки, но одновременно и битва с громкими звуками веера, отпугивающего, по китайским верованиям, злых духов. Эта практика способствовала развитию координации и элегантности, придавала телу гибкость и пластичность, формируя красивые изгибы. Конечно, такая идеальная работа с телом и веером может напоминать танец, но на самом деле это не танец.

— Сейчас популярны китайские новеллы и сериалы, в которых различные мастера используют магические техники, летают на мечах и совершают невообразимое. Это связано с истинным ушу и тренировками, может быть, верой или всё же это современный вымысел, не имеющий корней в истории Китая?

— Сложный вопрос. Многие новеллы написаны по историческим данным, но некоторые — вымысел. Неизменно только одно искусство — это воинское искусство ушу, которое раскрыто в любой из новелл, это жемчужина культурного наследия и суть жизни китайского народа. Хотя, конечно, во многих аспектах можно увидеть преувеличение.

— А в чём особенность китайских практик? Как они влияют на так называемую энергию и тело человека?

— Благодаря взаимодействию трёх составляющих — сознания, движения и дыхания — практика тайцзицюань, то есть ушу, позволяет снять напряжение, «настроить» тело и сознание, восстановить энергетический баланс организма. Многие люди практикуют тайцзицюань как средство обретения гармонии. При этом, на мой взгляд, они проходят путь от гармоничных движений и умения расслабляться до обретения гармонии между телом, энергией и сознанием. Это очень важно для обретения радости жизни.

— В последнее время учеников школ, преподающих разные виды китайской борьбы, становится всё больше. Как вам кажется, с чем это связано?

— Думаю, причина в нынешнем бурном развитии связей с Китаем, да и страсть к изучению мира и чего-то нового играет свою роль. Чтобы заниматься тайцзицюань нужно любить, гореть этим или хотя бы иметь желание.

— Подскажите, а как понять, какой всё же вид ушу подходит и нужен именно тебе?

— Это зависит от возможностей человека. Если у него атлетическое телосложение, можно выбрать спортивный стиль, а если он начинающий — для начала подойдут занятия тайцзицюань. А чтó изучать в ушу дальше — выбор каждого.

— Многие люди переживают, что чужая культура может разрушить нашу…

— Я считаю, что любое искусство обогащает культуру, тем более такое глубокое, как китайские боевые искусства. Они учат добродетели, миру и покою. И, кроме того, закаляют, обогащают тело и дух. А вера у каждого своя.

 

На фото Александра Смирнова

 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

девятнадцать + 3 =