Экзаменационные сюрпризы

Солнечное утро. Бодро шагаю от метро к школе, но не к своей, где работаю, а к той, где намечено проведение ЕГЭ. Этот экзамен выпускники обязаны сдавать в чужих стенах.

Здание этой школы примечательно тем, что построено ещё до революции, многие предметы прошлого сохранены в достойном внимания школьном музее. Здесь также снимали эпизоды фильма из 1990-х. Школа там предстала в качестве экономического лицея, порождённого суровым ветром рыночных реформ. Ученики носили бабочки, как и положено настоящим буржуям, а по стенам висели портреты экономистов и воротил бизнеса. Но не будем отвлекаться…

Мои ученики уже в сборе, почти все пришли заранее. Юноши — в тёмно-синих костюмах, белых рубашках и белых кроссовках. Причём в костюме пришёл и тот, который в школе обычно появлялся в трениках. Девушки же, напротив, в вольном стиле, хотя в школу ходили одетые по форме.

Перед экзаменом обсуждаем вариант, который писали на Дальнем Востоке. Выяснили, каковы были причины свержения Лжедмитрия I, почему Шуйский не удержался на троне, чтó такое меркантилизм, чтó общего в политическом развитии России и Франции во второй половине XVII века, каковы были взгляды на политическое устройство у французских и русских революционеров конца XVIII — начала XIX веков.

Ребят организованно поглощает ППЭ (пункт проведения экзамена), а сопровождающие учителя остаются одни с пакетами ученических смартфонов. Нас размещают в столовой. Учителя разные — молодые и не очень, женщины и даже мужчины. Несколько модных барышень открыли ноутбуки, поставив рядом бумажные стаканчики с кофе, кто-то достал наушники, многие — книги, ну, и телефоны, разумеется. Воцарилась тишина. Сидим.

Неожиданно тишину прерывает появление пожилой женщины — технической служащей. Она громогласно сообщает, что у неё для нас объявление. Все насторожились.

— Так вот, что я хочу вам сказать, — громогласно изрекает эта женщина. — Я была сейчас в туалете. Прямо на полу лужа. Детей в школе нет, только вы. Значит, вы туалет и уделали! Стыдно должно быть!

Повисла немая сцена.

Небольшая делегация от наших учителей ринулась в туалет. Визуальная экспертиза показала: лужа в углу имеет нечеловеческое происхождение. Скорее всего, протёк унитаз. Законы баллистики не позволяют описать такую дугу. Но, как говорится, слово не воробей. Обвинение повисло на сопровождающих педагогах.

Вскоре появляется сотрудница ППЭ. Делает короткое и чёткое заявление:

— Ваши дети по десять минут и долее сидят в туалете со шпаргалками! Вы просто обязаны принять меры!

Тоже загадка. Какие меры мы может принять, если не имеем права подниматься выше первого этажа и позвонить не можем, потому что все телефоны наших ребят у нас.  Не считают ли сотрудники ППЭ, что это как раз тот случай, когда они сами могут проявить педагогическую бдительность?

Вновь устанавливается тишина.

Вспоминаю «откровения» из ученических работ.

В ответ на задание написать о деятелях культуры своего региона: «Пушкин учился в Красносельском лицее во время Гражданской войны 1812 г.». Бедный Пушкин, тяжело ему было, наверное.

Ещё вариант: «Пушкин учился в Царскосельском университете» — значит, получал высшее образование…

В одной работе отмечено: «Пушкин — известный писатель России». Трудно спорить, действительно известный.

Богатыми знаниями обладают ученики и о творчестве Достоевского: «Он написал множество произведений, например, “Преступление и наказание”, “Идиоты”». Жаль, что последний упомянутый роман прошёл мимо меня.

А вот как оценили школьники произведения Ахматовой: «Анна Андреевна написала большое количество душераздирающих поэм».

Ещё рассказали о Шувалове, хорошо так рассказали: «Шувалов стал выдающимся меценатом. Жил в Москве, но открыл в Ленинградской области под Санкт-Петербургом Академию художеств».

Непросто далась учащимся и тема хрущёвской оттепели. Например, утверждали, что стиль управления Хрущёва — «гедонизм», вариант ― «волнотаризм». Название этому историческому периоду дала повесть писателя «Ориенбурга» («Эренбука», «Эрэнбурга»). Указывали, что Хрущёв занимался «выпуском заключённых», «отпущением репрессированных», «дестерилизацией», поднимал «цилину» («целену») стал «невидимым помощником советских граждан»…

Кто во всём этом виноват — сами ребята или сами педагоги? Вопрос риторический.

Замечаю, что по столу бегают какие-то жучки. Решаю пересесть к столу, который не в тени, а на солнце, тут и потеплее. На новом месте вскоре замечаю таракана, рыжего усача. С третьей попытки его прихлопнул, но на смену прибежал новый. Шлепнул второго довольно ловко…

Наконец, начинают приходить за телефонами ученики. Задают вопросы, чтобы удостовериться, правильно ли ответили. К сожалению, некоторых пришлось огорчить. Выясняем, что вокруг Киева жили поляне, Ливонская война была не при Алексее Михайловиче, а Смоленск стоит именно на Днепре. Подтверждаю, что Любовь Орлова снималась в «Весёлых ребятах», а Владимир Высоцкий — в фильме «Вертикаль». Уточняю про «злой город» Козельск, про вотчины, про Табель о рангах, про политику коллективной безопасности и стратегическую Сталинградскую наступательную операцию «Уран» в ходе Великой Отечественной войны.

Составители заданий смогли меня удивить тем, что в дополнительном вопросе поинтересовались фамилией режиссёра фильма «Покаяние». Не думаю, что среди молодёжи много знатоков перестроечного кино. Стал вспоминать, смотрел ли я сам этот фильм Тенгиза Абуладзе. Наверное, всё-таки смотрел. Посочувствовал экзаменующимся — вот уж действительно «никому не объять необъятное». Главное, что эта гонка за баллами ЕГЭ кажется почти бессмысленной: невелика разница, получит вчерашний школьник 60 или 80 баллов — всё равно этого не хватит для учебы на бюджете.

…Так это было в прошлом году. А как будет в нынешнем?

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

семь + 19 =