Для чего нам алармизм?

Юрий Шевчук
Март22/ 2019

Задача литературы экологического алармизма не в том, чтобы напугать массового читателя. Она в том, чтобы воздействовать на креативную часть мировых элит. 

 

Французский писатель Оливье Клерк предложил читателям научную басню-анекдот о «лягушке в кипятке». Суть в следующем: «Если скорость нагрева температуры воды не превышает 0,02 ºC в минуту, лягушка продолжает сидеть в кастрюле и умирает в процессе варки. При большей скорости она выпрыгивает и остаётся в живых». 

Сам автор объясняет: если воду нагревать постепенно, лягушка будет постепенно повышать температуру своего тела. А когда вода начнёт закипать, лягушка уже не сможет контролировать температуру своего тела и попытается выпрыгнуть. Но, к сожалению, к тому времени она растратит свои силы, и ей не хватит финального импульса, чтобы выпрыгнуть из кастрюли. 

Человечество сейчас оказалось в положении лягушки в кастрюле с водой, под которой давно уже горит огонь и температура подбирается к критической. 

Осознание непреодолимости сил, противостоящих человечеству в его развитии, породило многотомную литературу алармизма. В ней не только экологические, но и художественные произведения, выполненные в жанре предостережений или антиутопий. 

Если кратко, смысл алармистской литературы в том, что человечество всю свою историю живёт исключительно в режиме роста и по-другому жить не в состоянии. Стагнация смертельна, изолированные человеческие общины, достигшие гомеостаза в стабильной природной среде, деградируют. Но существуют пределы роста. Они разнообразны, и за одним пределом открывается новый. Алармисты смогли популярно объяснить, что у Земли есть «экологическая емкость», что уже сейчас мы тратим в 2,5 раза больше, чем можем, проматывая ресурсы будущих поколений, и что дальше будет только хуже, потому что ни рост народонаселения планеты в целом, ни рост производства где бы то ни было мы остановить не в силах. 

Кажется, что усилия алармистов напрасны  ведь остановить глобальное разрушение окружающей среды локальными мерами действительно невозможно, и все действия «зелёных» на поверку оборачиваются квазидействиямиВот наглядный и весьма типичный пример: эко-активистка — убеждённая вегетарианка, экономит воду на кухне, но при этом, не задумываясь, несколько раз в год летает на самолёте, имеет автомобиль и проводит свободное время в Азии или Африке, демонстрируя себя и свой образ жизни тем, кто априори так, как она, никогда жить не сможет, а, значит, сеет семена зависти и ненависти к «богатому» миру среди иных народов и рас, которые потом взойдут погромами белых кварталов в Европе. 

Однако задача алармистов  совсем не в «промывке мозгов» человечеству. На самом деле алармисты создали небывалое по мощи социально-психологическое оружие, основанное на научных исследованиях и снабжённое безукоризненным математическим прогностическим аппаратом. Это оружие  знание будущего. Алармисты, начиная с первых докладов «Римскому Клубу», доказали массам людей то, что ранее понимали немногие учёные, да и то интуитивно: будущее не для всех.  

Ещё в конце 1960-х годов двое крупнейших учёных России — биолог Николай Тимофеев-Ресовский и математик Никита Моисеев  задумались над тем, сколько жителей планеты могло бы вписаться в естественные циклы кругооборота веществ при нынешнем уровне технологического развития. После совместных подсчётов получилось что-то около 500 миллионов человек. 

С тех пор многие учёные в разных странах проводили подобные расчёты, но всё равно больше одного миллиарда людей, которые смогут на планете жить достойно, а не в режиме постоянной экономии пресной воды, питаясь сушёными насекомыми, ни по каким раскладам не получалось. Отсюда и пошло расхожее выражение «золотой миллиард». Люди, его употребляющие, часто забывают, что это не почётное звание  каждый представитель «золотого» миллиарда ежедневно работает на пределах своих сил и возможностей.   

Знание того, каким станет мир, ставит представителя креативной или финансовой части элиты любой развивающейся страны мира перед выбором  либо лично ему стать частью «золотого миллиарда», благо сейчас это возможно сделать, даже не покидая родины, либо постараться, чтобы в «золотой миллиард» вошло всё население его собственной страны. Иными словами: либо быть маленьким человеком в большом мире, либо  большим человеком в маленьком мире. 

Если ещё точнее  знание о пределах роста предполагает выбор между личным консьюмеризмом и работой на будущее своей страны, нации, родины… И если с прогнозом на рост потребительства всё в порядке и, пока вода в кастрюле не закипела, ещё два десятка лет можно быть вполне счастливым от тёплого моря и комфортабельного отеля, грандиозных возможностей для развлечения, которые даёт цивилизация, от улиц крупных городов, на которых идёт нескончаемый карнавал и от атмосферы вечного праздника, который царит на планете, — то в работе на будущее своей страны слишком много рисков ничего в итоге не получить. Ведь пределы роста едины на всех, и большей частью уже достигнуты теми, кто сейчас уже на нынешнем технологическом уровне достиг этих самых пределов возможностей развития человечества …  

Социально-психологическое оружие алармизма либо предлагает индивидууму стать частью «золотого миллиарда», либо погружает его в апатию, лишает воли к жизни, потому что на самом деле все его мечты и надежды оказываются неосуществимыми, вздорными, глупыми, противоречащими экологической ёмкости биосферы и законам природы. 

Примерно то же произошло с креативной частью национально ориентированной элиты СССР в конце 1960-х годов, когда рухнули одновременно два мифа  о коммунизме как достижимой и заманчивой национальной цели и о возможности бесконечного технологического прогресса как цели человечества. Последующий затем саботаж интеллектуальной части общества стал не последней причиной разрушения Советского Союза изнутри. 

Сейчас «забастовка в ноосфере», по выражению Тейяра де Шардена, осуществляется в странах «третьего мира». Лучшие тамошние креативщики и финансовая элита переходят работать на «золотой миллиард». Оставшаяся масса народонаселения будет жить на грани выживания столько, сколько им  позволят ухудшающиеся с каждым днём экологические и санитарно-гигиенические условия обитания родной страны или страны пребывания, довольно быстро осознавая ситуацию и прекращая деторождение (сужу по России, которой опять-таки суждено было оказаться флагманом  на этот раз в процессах  депопуляции «третьего мира»). 

Повторюсь: истинный смысл пропаганды алармизма  не изменение системы ценностей у широких слоёв населения, это невозможно, — а изменение поведенческих планов у креативной части элитАлармизм у космополитов вызывает желание работать на побеждающей стороне, а у патриотов  разочарование в будущем и апатию, вызванную отсутствием перспектив развития своей нации или прекращением существования  родной страны в будущем мире.  

Именно поэтому алармистская литература  самое мощное оружие нашего времени. Она призвана разрушить «третий мир»  все «постколониальные» страны, привести численность населения к экологическому оптимуму и создать небольшие анклавы высокой цивилизации в наиболее геоблагоприятных для развития местах планеты. Правда, есть и второй вариант будущего  всеобщая гибель в ходе войны за ресурсы под лозунгом «всё взять и поделить!». Но, надеюсь, этого варианта мы избежим. 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

2 × 4 =