Отец Виталий: «Мы, православные, украшаем своей верой нашу страну»

Православные и католики Литвы давно живут в согласииКак это произошло, рассказывает протоиерей Виталий Моцкус, секретарь епархиального управления Виленско-Литовской Епархии. 

 

О том, что Литва не стала православным государством лишь из-за досадной недоработки средневековых русских пиар-менеджеров, знают сегодня совсем немногие. И Католическая Церковь предпочитает об этом не вспоминать. Православная литовская  тоже. Зачем ворошить прошлое, которое может обострить отношения с коллегами? Тем более обеим конфессиям даже в нынешнее насквозь конфликтное время удаётся не просто мирно сосуществовать, но даже успешно сотрудничать.  

 

— Отец Виталий, Литва сегодня  страна сугубо католическая. По официальным данным, православными себя здесь называют всего четыре процента жителей 

 В цифрах это 145 тысяч человек. Причем из них воцерковлённых, то есть тех, кто приходит в храм хотя бы раз в месяц, — не более трёх тысяч. 

 И все они так называемые русскозычные? 

 Этнические литовцы тоже есть, но их нельзя считать даже сотнями. Такова реальность. К сожалению… Почему так случилось, понять нетрудно Во-первых, здесь до сих пор хорошо помнят царское время, когда Российское государство, используя в своих целях Церковь, вело себя по отношению к местному населению, мягко говоря, не очень хорошо. Чего стоит один только действовавший полвека запрет на печатание книг на литовском языке! Люди об этом помнят до сих пор. Как, собственно, не забыли и негативного отношения к католицизму в советское время. В общем, факторов, отвращающих литовцев от Православия, немало. 

 И всё-таки вы, этнический литовец, пришли к Православию, причём уже в сознательном возрасте. Представляю, с каким осуждением вам пришлось столкнуться!   

 Такое случалось, особенно в первое время после того, как страна стала независимой. Мне иногда прямо говорили, что я иду к оккупантам, к русским. Люди ведь не особо отличают русское от советского, потому что всё советское предлагалось в те годы на русском языке. Хотя, если уж быть объективным, можно вспомнить, что советскими были и литовцы, насаждавшие в Литве коммунистическую идеологию. Но я на все обвинения отвечал и отвечаю, что чётко отделяю религию от политики, духовную жизнь  от общественной.  

 Иными словами, права Православной Церкви в Литве всё-таки ущемляются? 

 Ни в коем случае! Напротив! Дай Бог, чтобы в других странах мира, в том числе и в России, православные жили так, как мы живём в Литве!  

 Простите, не поняла? Общество  против, а вам живётся хорошо?  

 Перечислю лишь основные факты. Мы являемся в Литве традиционной конфессией и равны перед законом с религией абсолютного большинства населения  католицизмом. Государство возвратило Православной Церкви практически всю отнятую Советами собственность. Мало того, мы получаем из госбюджета определённую сумму за то, что нам возвращена не вся принадлежавшая когда-то Церкви земля. Собственно, мы на эту землю не очень-то и претендуем  что с ней сейчас делать? Строить храмы? Да, мы имеем на это право, но зачем? Церквей в Литве много, а верующих, как я уже сказал,  не очень. И, тем не менее, деньги перечисляются.  

 В том, что эти суммы Церкви необходимы, можно не сомневаться. Тем более далеко не все общины из-за своей малочисленности в состоянии содержать храм и священника. 

 Безусловно. Из сёл, где нет работы, люди перебираются в крупные города  Вильнюс, Каунас, Клайпеду Да и вообще население Литвы с каждым годом заметно сокращается, так как многие уезжают за границу. Из 55 литовских православных приходов как минимум в десяти, можно сказать, людей вообще не осталось. Вот, к примеру, есть такой городок Аникшяй, где население  около трёх тысяч человек. Так там живёт только один православный! И храм прекрасный есть  Сергия Радонежского, но он пустует. Приезжает раз в год настоятель из другого храма, служит, чтобы всё-таки совершалась молитва  и всё. Где-то живут только три православных человека, где-то приходят на службу пятеро… 

 А в крупных городах? 

 — По большим праздникам в вильнюсских храмах собираются сотни человек. А скажем, в предпасхальные дни освящать куличи  вообще тысячи. Мы можем отследить это по числу приобретённых свечей. И знаете, в последние годы мы с некоторым удивлением стали замечать, что на наши службы приходят много католиков. Причём не просто приходят, а заказывают панихиды и молебны! Говорят, мы красиво молимся. 

 Но ведь многие из молодых литовцев не понимают ни слова по-русски!  

 Вы правы. Но в Вильнюсе, в Старом городе, есть храм Святой Параскевы, где богослужение совершается по-литовски. То есть во всех приходах какая-то часть православных  этнические литовцы, но в Святой Параскеве посещаемость самая большая. 

 А кто переводил церковнославянские тексты на литовский?  

 Самый первый перевод был осуществлён и опубликован в Петербурге ещё в XIX веке, но поскольку печатать на литовском языке было нельзя, издатели использовали «гражданку», то есть русский шрифт. Правда, терминология тогда была совсем не разработана, а значит, применить для нового перевода тот старый оказалось невозможно, и я с помощью группы людей начал всё заново. Процесс, конечно, пока далеко не закончен, потому что мы молимся на литовском языке только 11 лет. Но, думаю, лет через сто у нас будут вполне качественные тексты, которые уже не стыдно будет кому-то и показать. 

— Возможно, когда-нибудь появится и национальная литовская православная традиция?  

 Ну, это лет через пятьсот… Но я ведь не закончил о том, как живёт в Литве Православная Церковь… 

 Простите, Отец Виталий, я вас перебила… 

 Не страшно. Итак, продолжу. Православная Церковь освобождена в Литве от всех налогов. Даже мы, духовенство, то есть физические лица, подоходный налог не платим, но при этом имеем медицинские полисы, и со временем будем получать от государства пенсию. 

Далее. Мы можем преподавать Закон Божий. Если в школе хотя бы восемь детей, желающих изучать Православие, администрация обязана нанять учителя. Причём речь идёт не о факультативе! Закон Божий числится  в сетке предметов наряду с математикой, физикой и английским языком.  

И, что ещё важнее, мы дружим и по-братски общаемся с Церковью абсолютного большинства населения  Католической. Информируем друг друга, советуемся и дружно реагируем на происходящие в стране процессы. К примеру, мы составляем совместные декларации католиков, православных и лютеран по актуальным, животрепещущим вопросам, таким, как эвтаназия или однополые браки. Мы реагируем и, слава Богу, видим  нас слышат. И понимаем  это происходит именно потому, что выступаем все вместе.  

 С другими конфессиями, допустим, с мусульманами или иудеями вы тоже сотрудничаете? 

— Мусульман здесь крайне мало. Они — может быть, я не очень корректно выражусь  в Литве фактически незаметны. Иудеев также совсем немного, и какого-то прямого соприкосновения не происходит.  

А если говорить о Православии вообще, для Литвы оно  совсем не чужая вера. Четверо православных литовцев даже канонизированы  трое Виленских мучеников, пострадавших за веру в XIV веке, и псковский князь Довмонт, прославленный Русской Церковью как благоверный. И сегодня, хотя нас совсем немного, я могу с гордостью сказать: мы, православные, украшаем своей верой нашу страну, которую по-настоящему любим 

Вильнюс–Санкт-Петербург 

 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

пять + девятнадцать =