Его не стало ровно 40 лет назад. Кем бы он ни представал перед нами на экране — комиком или трагиком, Чарли Чаплин всегда прежде всего был Гуманистом. В том числе в своём фильме «Великий диктатор» (1940).
«Извините меня, но я не хочу быть императором. Не моё это дело. Я никем не хочу править или кого-нибудь завоёвывать. Мне бы хотелось, если возможно, помочь каждому — еврею и нееврею, чёрному и белому.
Все мы стремимся помогать друг другу — так уж созданы люди. Мы хотим жить для нашего общего счастья, а не для нашего общего несчастья. Мы не хотим ненавидеть и презирать друг друга. В этом мире хватит места для всех. Наша добрая земля богата и может легко прокормить всех.
Дорога жизни может быть свободной и прекрасной, но мы сбились с пути. Алчность отравила души людей, разделила мир ненавистью, ввергла нас в страдания и кровопролития. Мы наращивали скорости — и заперли себя в темнице. Машины, призванные давать изобилие, оставили нас в нужде. Наши знания сделали нас циничными, наша рассудительность сделала нас холодными и жестокими. Мы слишком много думаем и слишком мало чувствуем. Нам нужна человечность больше, чем машины; и больше, чем рассудительность, нам нужны доброта и мягкость. Без этих качеств жизнь превратится в одно насилие, и тогда всё погибнет.
Самолёты и радио приблизили нас друг к другу. Сама природа эти достижений требует от человека доброты, призывает к всеобщему братству, к единению всех людей на земле.
…Всем, кто может слышать меня, я говорю: не отчаивайтесь! Бедствие, которое нас постигло, порождено судорогами алчности — озлоблением людей, которые боятся прогресса человечества. Но и ненависть людская преходяща, диктаторы падут, а власть, которую они узурпировали, перейдёт в руки народа. Пока существуют смертные, свобода будет бессмертна!
Солдаты! Не покоряйтесь этим зверям, которые презирают вас, превращают вас в рабов, управляют вашей жизнью, приказывают вам, что делать, о чём думать и как мыслить! Тем, кто муштрует вас, сажает вас на паёк, обращается с вами, как со скотом, и использует вас как пушечное мясо! Не поддавайтесь этим чудовищам, людям-машинам, с механическим умом и механическим сердцем! Вы не машины! Вы люди! С любовью к человечеству, которая живёт в ваших сердцах, нельзя ненавидеть! Ненавидят лишь те, кого никто не любит, — лишь нелюди и нелюбимые!
Солдаты! Не сражайтесь за рабство! Боритесь за свободу! В семнадцатой главе Евангелия от Луки сказано, что царствие Божие внутри нас — не в одном человеке, не в особой группе людей, а во всех людях! В вас! Вы, народ, обладаете властью — властью создавать машины! Властью создавать счастье! Вы, народ, обладаете властью сделать жизнь свободной и прекрасной, сделать эту жизнь изумительным приключением. И поэтому во имя демократии давайте используем эту власть, давайте объединимся все! Давайте вместе сражаться за новый мир — за славный мир, который даст людям возможность трудиться, который обеспечит юности будущее, а старость охранит от нужды.
Пообещав все эти блага, изверги пробрались к власти. Но они лгали! Они не сдержали своих обещаний и никогда их не сдержат! Диктаторы освобождают себя, но порабощают народы. Давайте теперь сражаться, чтобы освободить мир, уничтожить национальные барьеры, алчность, ненависть и нетерпимость. Будем же бороться за просвещённый мир, в котором наука и прогресс приведут к счастью! Солдаты, во имя демократии объединимся!
…Ханна, ты слышишь меня?..
Где бы ты ни была, посмотри в небо! Посмотри, Ханна! Тучи рассеиваются! Сквозь них прорывается солнце! Мы выходим из мрака на свет! Мы выходим в новый мир, и он добрее, — в мир, где люди преодолевают свою алчность, свою ненависть и свою жестокость. Посмотри вверх, Ханна! Душе человека даны крылья, и он наконец взлетает в небо! Он летит навстречу радуге — свету надежды! Выше голову, Ханна! Выше! …Ты слышишь, Ханна?»
[Из книги «Фильмы Чаплина. Сценарии и записи по фильмам». М., 1972]