Новая книга, рецензия: Алекс Пентленд. «Социальная физика»

Владимир Соболь
Декабрь04/ 2019

Кто и что будет двигать вперёд современное информационное общество? Алекс Пентленд, американский учёный с мировым именем, считает, что главным двигателем станут новые идеи. 

 

Я берегу здоровье. Точнее, то, что от него ещё сохранилось. Узнал, что человеку нужно протопать в день не менее 10 тысяч шагов и принял совет к исполнению. Для пущего контроля скачал на смартфон шагомер и теперь каждый вечер выясняю, насколько тысяч я сегодня просачковал. 

Несколько месяцев развлекался бездумно, а потом прочитал, что информация о моих передвижениях может передаваться на какой-нибудь сервер, в том числе заокеанский. Закрыл непонятный сайт  и даже чертыхнулся с досады: вечно кому-то  мерещатся враги внутренние и внешние. Но книга Алекса Пентленда убедила меня, что все мы существуем в этом мире под чьим-нибудь колпаком. 

«Я живу в будущем»,  так начинает свой труд профессор Массачусетского технологического института. Дорога же в эту новую жизнь лежит, по мнению Пентленда, через расширенный обмен креативными идеями. «Не богатство и престиж служат лучшей мотивацией, а уважение и поддержка окружающих»,  чётко определяет автор алгоритм возможных перемен. 

Прислушаться к американскому учёному, безусловно, стоит. Он — известный специалист в области анализа огромных массивов информации, которые мы называем Большими данными (Big Data). Выступает медиатором дискуссий на Давосском форуме, учит студентов, докторантов, постдокторантов. Недавно мелькнул и на нашем телеканале «Культура» 

Книга Пентленда адресована широкой аудитории. На языке оригинала она была опубликована в 2014 году. Так что нам повезло — мы можем познакомиться с идеями современной науки, получив их, как говорится с пылу, с жару. 

Книга называется  «Социальная физика», то есть рассказывает нам, как работает новый сегмент исследований общества. Подзаголовок расшифровывает основную гипотезу профессора: как распространяются хорошие идеи. Но издательский лид, вынесенный на первую страницу переплёта, призывает нас к осторожности«Как Большие данные помогают следить за нами и отбирают у нас личную жизнь». Между этими двумя посылами и колебались мои ощущения, когда я читал эту замечательную работу. 

Сам Пентленд безусловно уверен, что занят исследованиями архиважными — из числа тех, что могут совершить революцию в обширном сегменте науки. Информационное общество, считает он, способно развиваться лишь под влиянием потоков идей. Этой посылкой автор как будто противоречит идеям ведущих экономистов двух прошлых веков. Те утверждали, что невидимая рука рынка имеет в виду безусловный эгоизм человеков. «Экономическая теория утверждает, что действуя в своих собственных интересах, люди создают возможности выбора для других, и что общественная координация есть процесс непрерывного взаимного приспособления к изменениям в чистой выгоде», — так формулирует суть подобного подхода Пол Хейне в своём учебнике «Экономический образ мышления». Алекс Пентленд считает, что главным в развитии общества, построенного на информации, должен быть не индивид, а коллектив. «Способность к коллективному решению задач больше, чем наши индивидуальные способности»,  утверждает профессор МТИ.  Но чтобы реализовалась пресловутая «мудрость толпы», в малых группах необходимо создать условия для возможности обмена идеями. 

Для того, чтобы понять, как функционируют подобные потоки, Пентленд с командой ведут дорогостоящие исследования. Одни только социометры требуют немалых затрат. Думаю, что спасает исследователей возможность применить результаты работы на практике. Они трудятся не в академическом замкнутом мирке, а на площадках, которые им предоставляют богатые компании, например, Bell Laboratories. 

В ходе эксперимента сотрудникам этим компаний, по согласованию с руководством, вешают на шею вместо простых электронных бейджей сложные приборы. Эти «метры» контролируют не только «приход-уход», но и всё социальное поведение служащего — «датчик местоположения, акселерометры для регистрации жестов, датчик приближения для определения того, кто находится рядом, и микрофон, который отмечает, говорит ли кто-нибудь в данный момент». Кстати, регистрацию может вести не только социометр, но и личный смартфон, если на него установить соответствующие программы.  

В результате исследований группа Пентленда определяет шаблоны нашего существования и на рабочем месте, и в частной жизни. Таким образом социальная физика может организовать управление обществом в интересах и коллектива, и отдельных его представителей. 

Один из выводов, который доступен каждому из нас, — надо больше общаться. Так, по Пентленду, кофе-брейки — не только отдых от социальной рутины, но ещё и возможность обменяться некоторыми соображениями. Сразу вспомнил,  как в советские времена в объединении, где я работал, идея свободного кафетерия была тут же зарублена высоким начальством. «Да они там будут половину рабочего времени проводить!»,  негодовал главный инженер одного из КБ. Мне так и не удалось убедить его, что, во-первых, требуется наладить исполнительскую дисциплину. Хотя понятно, что рабочую контролировать проще. А во-вторых, надо понять, что сам процесс поглощения кофе может быть тесно связан с успешной работой мозга. Если, конечно, у индивида есть те самые серые клеточки, которыми хвастал Эркюль Пуаро. 

Словом,  идеи о необходимости обмена идеями (извините за тавтологию) могут и вправду сделаться производительной силой.  Но на этом этапе сразу же  проявляется  другая проблема: кто и как будет использовать результаты, полученные адептами социальной физики? 

«Эти данные не должны стать эксклюзивной прерогативой правительства, потому что это будет противоречить интересам общественности в вопросах прозрачности и доверять правительству такую власть может быть потенциально опасно»,  предостерегает сам же профессор Пентленд. Он  уверяет, что его социометры не пишут содержание диалога, а регистрируют только его эмоциональный характер: кто говорит, сколько и с какими эмоциями. То же относится и к специальным программам, загруженным в личный мобильник. Я готов поверить учёному на слово. Но кто даст мне гарантии, что такие же программы не заряжены в тот самый гаджет, который мы приобретаем в частное пользование? 

Помню, как в вагоне метро стайка девушек любовалась крутым устройством в руках одной из подружек. А я, оторвавшись от чтения Пентленда, вдруг начал гадать: кому же навороченный телефончик сообщает эти ахи и охи? 

«И окунаться в неизвестность, и прятать в ней свои шаги»,  советовал своим коллегам Борис Пастернак. Может, и всем нам разумнее будет прислушаться к его словам. Считать свои шаги вслух я, конечно, не буду. Но придётся считаться с тем, что кому-то будет известно  куда же я их направляю. И это печально.  

 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

три × 4 =