Освобождение Европы: два лица правды

Тема освобождения Европы во время Второй мировой войны сверхактуальна в наше время. Её муссируют в прессе, на телевидении, в интернете. При этом зачастую забывают: правда того времени имела два лица.

Попытки ряда политических деятелей и даже историков Запада пересмотреть итоги Второй мировой войны задевают нас лично. Базируется этот пересмотр на постулате о схожести двух воевавших друг с другом тоталитарных режимов, гитлеровского и сталинского.

Об особенностях тоталитаризма в Германии и СССР много написано и серьёзными историками, и серьёзными писателями. Достаточно вспомнить один из лучших романов ХХ века — «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана.

Но современный Запад забывает о другом. В той войне на советской стороне была Правда не только защитников Родины, но и борьбы с фашизмом, нёсшей мощное и справедливое освободительное начало в Восточную Европу. А коммунистические режимы, установленные после войны в части европейских стран с помощью СССР, хотя и стали для них злом, но всё же несравнимым с тем, которое накрыло бы Европу в случае окончательного торжества гитлеризма.

Русские дали жителям Восточной Европы свободу от фашизма, но были не в силах дать свободу, к которой привыкла Европа, ибо сами не были свободны.

Потери Красной армии в ходе освобождения Европы несравнимы с потерями союзников, понимавших, каким числом убитых солдат может обойтись вступление в войну и потому тянувших с открытием Второго фронта до тех пор, пока не стало ясно — СССР очистит Старый Свет от немцев и без помощи Америки.

Совершали ли бойцы Красной армии преступления, за невнимание к которым недавно извинялась перед мировым сообществом администрация мемориального комплекса Яд Вашем после открытия памятника жертвам ленинградской блокады в Израиле?

Война — это всегда страшно. И если такие преступления, несмотря на карательный меч советских военных трибуналов, имели место, надо учитывать: у русских было за что мстить. Хотя это, конечно, ни в коей мере не оправдание.

Однако молодое поколение, ныне пришедшее к власти в Польше, Болгарии, да и на Украине, отказавшейся праздновать 9 мая День Победы, не хочет понять самого главного. Людей того времени нельзя мерить однозначными мерками, ибо они жили в другом мире.

Точно не установлено, отдавал ли погибший при освобождении Польши маршал Иван Черняховский, памятник которому поляки недавно снесли, приказы о расстреле бойцов Армии Крайовой. Но он мог это сделать, потому что не имел выбора. Ведь Армия Крайова управлялась польским правительством в изгнании из Лондона, а Армия Людова поддерживалась Советским Союзом. Так проявляло себя жестокое идейное противостояние той страшной эпохи.

При этом в разных идеологических лагерях могли находиться как порядочные люди, так и предатели или негодяи. Кроме того, хорошо известно, что в душе одного и того же человека противоречиво уживаются и добро и зло. А жестокое время не убирает такое соседство, а лишь обостряет и без того острое противостояние разнородных сил. И у этого времени своя правда.

Вот хранимая в фондах музея Российского педагогического университета им. А.И. Герцена брошюра И. Голубева «Гитлеровские зверства в Польше» (ОГИЗ, Госполитиздат, 1941). Дата подписания в печать — 6 июля 1941 года, т. е. через две недели после начала Великой Отечественной. Конечно, выпуск этой книжки имел идеологическую составляющую. Но вряд ли все те преступления немцев, которые описаны в ней и от которых холодеет кровь в жилах, выдуманы.

И уж точно не выдумано следующее сообщение: «Наместник Гитлера в восточных районах палач Грейзинг заявил в конце 1940 г. в городе Гнезно: “Не только настоящее поколение поляков, но и будущие поколения будут работать на Германскую империю, ибо независимая Польша никогда не воскреснет и ни один дюйм завоёванной немцами земли никогда не будет принадлежать полякам. Поляки будут трудиться в качестве германских холопов”» (с. 6–7).

…Попытки в некоторых европейских странах пересмотреть историю Второй мировой войны спровоцированы событиями, которые Запад понимает как нападение России на Украину. Действия русских в Крыму, Донбассе и Луганске рассматриваются как проявление агрессивного тоталитаризма российского государства.

Открываем газету «Комсомольская правда» от 11 мая 1945 года, хранящуюся в фондах того же музея Герценовского университета. И. Спижарская в заметке «9 мая в Ленинграде» рассказывает о праздновании Дня Победы в северной столице:

«Вечереет. Площади заполняются нарядными толпами, шумят, как море.

Вот Дворцовая площадь. На подмостках у Александровской колонны выступают танцевальный молодёжный ансамбль, артисты эстрады. У Зимнего дворца, на асфальте площади — танцы. На Исаакиевской площади веселит народ Кукольный театр. Десятки тысяч трудящихся Смольнинского района пришли на Площадь диктатуры. Весело на Васильевском острове. Народное гулянье у Ростральных колонн началось песней о Сталине. На площади у кинотеатра “Гигант”, у Московских ворот, в саду имени Бабушкина — всюду неудержимое, широкое русское веселье.

Но среди песен, смеха и музыки то там, то тут вдруг раздается возглас:

— Товарищи, война кончилась!

Война кончилась! Люди вдумывались, повторяли эти слова, не сразу привыкнув к сбывшемуся счастью.

В 9 часов вечера людское море затихло. Над городом, как и по всей стране, звучит родной голос Сталина. Великий полководец и вождь поздравил советский народ с победой. Он сказал:

“Период войны в Европе кончился. Начался период мирного развития”.

Радостно внимали ленинградцы голосу вождя — отца победы, того, кому мы обязаны сегодняшним счастьем.

Ещё не погас червонный закат (обратите внимание на это украинское слово «червонный» в рассказе о Ленинграде! — Прим. авт.), а с его красками уже сливаются прозрачные огни фонарей, лучи прожекторов, иллюминованных трамваев. Около полуночи в померкнувшем воздухе расцветают великолепные огни праздничного фейерверка. Ленинград усыпан цветными звёздами ракет. Они переливаются, отражаясь в стёклах домов, в глади Невы. Они расцветают вновь и вновь».

А ниже в той же газете заметка П. Бессмертного «Ликующий Киев»:

«Навсегда останется в памяти киевлян теплая майская ночь с 8-го на 9 мая. Лишь только раздались в эфире знакомые позывные, повсюду в домах вспыхнули яркие электрические огни. Люди вышли на улицы. Все жадно прислушивались к голосу родной Москвы. После первых же слов диктора ликованье охватило многотысячные толпы.

Всю ночь город не спал. В ночных сменах на предприятиях проходили волнующие митинги. На площадях и улицах гремели залпы в честь блистательной победы. Разноцветные ракеты взлетали в чёрное небо. Повсюду звучали радостные песни. С рассветом на улицы вышло ещё больше людей.

Оживлённо и шумно было на Владимирской горке. От приднепровских круч до университета тротуары и улицы, скверы и площади заполняли принарядившиеся киевляне. Особенно людно было у здания Оперного театра. Здесь — центр торжества!

В два часа дня на правительственную трибуну поднялись товарищи Хрущёв, Коротченко, Гречуха, Корниец, члены правительства Советской Украины, руководители партийных и советских организаций, генералы Красной Армии. Народ встретил их шумными аплодисментами. Раздались возгласы: “Красной Армии — победительнице, разгромившей фашистскую Германию, — ура!”.

Ответное “ура” потрясло воздух. Грянула музыка. Тысячи людей заполнили широкие улицы. Рабочие судостроительного завода имени Сталина несли множество макетов кораблей различных типов.

Грудь многих строителей украшена орденами и медалями. Празднуя День Победы, они полны решимости быстрее залечить раны, нанесённые немцами родной стране.

К трибунам пришли академики, научные работники, сотрудники институтов Академии наук — цвет советской интеллигенции, студенты вузов и техникумов города. Одновременно с трудящимися Ленинского, Сталинского, Железнодорожного и других районов Киева сюда пришли воины Красной Армии.

На площади долго не смолкало мощное “ура” в честь великого Сталина, в честь Красной Армии, в честь сталинской дружбы народов.

Тысячи электрических ламп залили ярким светом улицы и площади города. Лучи мощных прожекторов разноцветными огнями озарили дома, парки, сады, Приднепровские горы. На улицах полно горожан.

В разгар народного веселья вдруг снова раздаются позывные Москвы. Наступает торжественная тишина. Мысли и чувства тысяч киевлян обращены в эти минуты к сердцу нашей страны — столице, к великому вождю советского народа.

В 9 часов вечера раздался знакомый голос родного и близкого всем человека.

Председатель Совета народных Комиссаров СССР товарищ Сталин поздравил советский народ с победой над фашистской Германией.

Громогласное “ура” долго гремит на улицах города. Бурными аплодисментами сотни тысяч киевлян воздают хвалу доблестным воинам Красной Армии, учителю и вождю, гениальному полководцу и другу украинского народа великому Сталину. Из уст в уста передаются слова вождя: “Отныне над Европой будет развеваться великое знамя свободы народов и мира между народами”».

Комментарии излишни.

А под заметкой «Ликующий Киев» в газете даётся стихотворение на украинском языке Володимира (так в тексте) Сосюры «Червоним воiнам». Под стихотворением фото «На Адмиралтейской набережной», показывающее счастливую толпу радостно улыбающихся и что-то кричащих ленинградцев, празднующих Победу.

Понятно, что такое соседство материалов призвано было утверждать единство советского народа, в данном случае ленинградцев и украинцев. И что интересно, это делалось в газете, выходящей в Москве…

Правда Победы и правда тоталитаризма…

Метафизическая правда, конечно, одна, а историческая может иметь несколько ликов.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

пять + семь =