5 уроков, которые дал нам COVID-19

Мир постепенно начинает выкарабкиваться из пандемии. И многие уже спешат представить, какой после неё будет жизнь. Но прежде, наверное, надо понять, каковы уроки COVID-19.

Урок первый. Современное человечество не готово к вызовам XXI века

Вирусная эпидемия, начавшаяся в китайском городе Ухани, застала всех врасплох. В большинстве стран не оказалось ничего, что могло бы защитить граждан.

Даже в самых политически и экономически развитых государствах долгое время не было мало-мальски приемлемого количества масок, халатов, больничных коек, карет «скорой помощи», обученного медицинского персонала, аппаратов ИВЛ…

Более того, мало кто из руководителей национальных систем здравоохранения, в том числе и ВОЗ, своевременно разобрались, что собой представляет новый вирус. Поэтому в обращениях к народу президентов, премьеров, губернаторов и мэров в основном содержались слабо аргументированные запреты. Так, запрещалось выходить из дома без маски, но ни в одной аптеке масок поначалу не было.

Между тем COVID-19 — далеко не первый вирус в этом веке. Да, предыдущие, к счастью, не поднимались выше ранга эпидемии, но разве это не служило предупреждением, что следующий вирус может вырасти до уровня пандемии? Почему в каждой уважающей себя стране склады ломятся от энзэ на случай войны, но, как показал COVID-19, вирусную пандемию до сих пор никто не брал в расчёт?

Урок второй. Наша цивилизация чрезвычайно уязвима

К началу июня во всём мире жертвами коронавируса SARS-CoV-2 стали 373946 человек. В сравнении с населением планеты, которое уже ускоренно приближается к 8 миллиардам, — мизер: тысячные доли процента. (Конечно, жизнь каждого человека бесценна, и в этом отношении данные подсчёты — чистая условность.)

Но другой вирус или другой штамм того же вируса мог — не приведи, Господи! — оказаться куда более кровожадным. Тем более при такой неготовности мира к подобному вызову.

Нарциссизм, свойственный homo sapiens, не знает пределов. Между тем мы зависим от многих природных факторов, которые могут одним лёгким щелчком уничтожить всю нашу цивилизацию. Поэтому нам следует думать не о том, что мы властелины природы и единственный разум в нашей Галактике, а о том, как выжить в ближайшие десятилетия.

Урок третий. Человечество не умеет вместе бороться с общим врагом

Как только SARS-CoV-2 перешагнул пределы провинции Хубэй, а затем и Китая, многие государства закрыли свои границы. Причём не только для граждан, что в той ситуации было правильным, но и для помощи одной страны другой.

Даже в Евросоюзе, где ещё вчера было единое политическое и экономическое пространство, в одночасье возродились государственные границы, и все они оказались на замке. Две жемчужины мирового туризма, Испания и Италия, где эпидемия по понятным причинам началась раньше, а потому сложилась наиболее тяжёлая ситуация, фактически были брошены остальными членами Союза и остались с коронавирусом один на один.

Позже отдельные страны всё же стали помогать своим соседям по планете, в том числе Япония, Россия, США, Китай… Но таких стран было очень мало. К тому же и помощь зачастую была ограниченной и носила скорее политический характер.

Наглядный пример того, как осуществлялась помощь, — британский круизный лайнер MS Braemar. В марте среди находившихся на его борту 600 пассажиров были выявлены заразившиеся коронавирусом. Ни одно государство во всём Карибском бассейне не захотело принять лайнер. В итоге своё согласие дала только Куба.

Урок четвёртый. Сильное здравоохранение — залог выживания России

Принципы здравоохранения, доставшиеся нам в наследство от СССР, полностью соответствуют российской Конституции, согласно которой «Российская Федерация — социальное государство» (статья 7). Однако в последние два десятка лет эти принципы были основательно порушены пресловутой оптимизацией-модернизацией здравоохранения.

Между тем сильное здравоохранение — не только показатель социального государства, но и залог выживания российской нации. В том, что это так, легко убедиться, взглянув на демографические показатели. Статистика показывает, что, несмотря на отдельные периоды роста населения России, с 2000-го по 2019 год численность граждан страны снизилась на 109408 человек.

О героизме российских врачей в дни пандемии говорилось много. Но мы хорошо знаем: там, где всё необходимое подготовлено в полном объёме и в срок, героизм не требуется. Зачем совершать подвиги, если врачей достаточно, все они обеспечены индивидуальными средствами защиты и надбавки за опасные условия работы поступают вовремя?

Урок пятый. Человек не может жить сам по себе, без общества

Пандемия показала, что люди не способны долго находиться в изоляции без ущерба для их психического, эмоционального и физического состояния.

Человек — социально животное. Держать его взаперти можно только в двух случаях — когда этого требует эпидемия и в качестве наказания за преступление. Поэтому массовая самоизоляция сработала только на протяжении первого месяца.

И ещё один вывод: все заявления о том, как замечательно дистанционное обучение школьников и студентов на удалёнке, на самом деле не выдерживают критики. Школьный учитель и вузовский преподаватель одновременно ещё и воспитатели, а как воспитывать детей и молодёжь по интернету, пока ещё, слава Богу, никто не придумал. К тому же далеко не все школьники и студенты обладают должной самодисциплиной, чтобы учиться самостоятельно. Если эксперимент с удалёнкой продлят и после пандемии, мы очень скоро получим поколение, которое будет уже не только плохо воспитано и образовано, а вообще ничего толком не будет знать, уметь и будет вести себя как дикари.

Система дистанционного обучения хороша и даже необходима исключительно для людей с ограниченными возможностями. А ещё — как форма дополнительного образования. И не более того.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

20 + 4 =