Сегодня в России социальным бизнесом занимаются менее 1(!) процента предпринимателей, причём больше половины из них — женщины в возрасте 30-60 лет. Почему это так и что надо сделать прежде всего?
Многие ли из нас, услышав имя Скрудж, сопоставят его не с мультяшным Дядюшкой, а с мрачным скрягой из «Рождественской песни в прозе» Чарльза Диккенса? С тем самым, который чудесным образом превратился в защитника бедных, одиноких и больных.
Добрая история, переведённая на множество языков, пережившая несколько десятков изданий и в других странах разошедшаяся тиражом в несколько миллионов экземпляров, россиян заинтересовала мало. Не знаю уж, почему, но российские мамы, покупающие детям книжки с рождественскими историями, обходят стороной ту, в которой рассказывается, как убеждённый мизантроп-ростовщик пересматривает свою жизнь и жертвует огромную сумму на благотворительность.
Но так или иначе, трансформация диккенсовского Скруджа, несомненно, умиляет. Даже притом, что он мог бы сделать куда больше. К примеру, создав новый бизнес, открыть рабочие места и тем самым обеспечить достатком множество семей. Или, скажем, открыть курсы, где безработные получали бы востребованные на рынке труда профессии. Или построить дом, в котором счастливо зажили бы немощные старики и беспризорные дети.
Поступи Скрудж так, мир вокруг него начал бы постепенно меняться, а сам он не только помог бы людям гораздо эффективнее, но и продолжал получать неплохие прибыли.
Герой Диккенса до этого не додумался. Но время как всегда расставило всё по своим местам, и сегодня в мире есть немало компаний, которые делают это на постоянной основе. Это — социальные предприятия.
Российские СМИ периодически рассказывают о частных компаниях, перерабатывающих бытовые отходы, поддерживающих пожилых, инвалидов и выпускников детдомов, однако очень заметно, что эти фирмы обычно не могут похвастать ни масштабом своей деятельности, ни тем более тиражируемостью своего опыта.
Чтобы оказать поддержку российскому социальному бизнесу, в прошлом году власти приняли соответствующий закон. Многим показалось, что теперь всё пойдёт по-иному. Но радость оказалась преждевременной. Накрывший мир CОVID нарушил, а зачастую и разрушил благие планы. В России социальные предприятия не отнесены к перечню компаний, освобождаемых во время пандемии от налогов, и результат был предопределён — свыше половины из них уже заявили, что не смогут восстановиться…
О том, сколько останется после пандемии действующих компаний, можно судить по приведённым данным Росстата доковидных времён: наибольшее число социальных предприятий было зарегистрировано в Нижегородской (139), Тульской (80), Московской (53) и Томской (53) областях. В 29 регионах России не зарегистрировано ни одного.
Но как бы мало их ни осталось, сдаваться эти предприятия не собираются. Одна из причин, по мнению специалистов, в том, что фактически каждое успешное социальное предприятие существует и развивается благодаря энергии и харизме своего основателя.
На минувшей неделе в этом нетрудно было убедиться, побывав пансионате для пожилых людей «Невская Дубровка» (Всеволожский район Ленинградской области). Здесь состоялась первая в России научно-практическая конференция, в ходе которой петербургские и московские специалисты обсуждали инновационные подходы в обслуживании пожилых людей в условиях стационара. Учёные и практики делились своими разработками и опытом, которые теперь представлены в интернете для всех желающих.
Однако ещё при подготовке конференции появилась идея, пожалуй, о самом крупном инновационном подходе в помощи людям с ограниченными возможностями. Это идея учредить Ассоциацию социально ориентированных предприятий (АСОП) Северо-Западного Федерального округа.
Все, кто приехал на конференцию или участвовал в ней в режиме онлайн, безоговорочно поддержали это начинание. Ведь общими усилиями легче не только помогать людям, но и отстаивать свои права.
На церемонии подписания документа о создании Ассоциации генеральный директор «Невской Дубровки» Вахид Сафаров сказал:
— Социально ответственным бизнесом занимаются только неравнодушные люди, и, думаю, эта конференция будет полезна и тем, кто делает это благородное дело, и тем, кто нуждается в нашей помощи.
Своё мнение высказала и участвовавшая в конференции глава Мультицентра социальной и трудовой интеграции Ирина Дрозденко:
— В этой отрасли нужно быть честным, иметь единый позитивный подход, и при появлении такой Ассоциации выиграют не только сами предприятия, но и государство в лице эффективного партнёра.
Фото Анастасии Сусловой