В преддверии единого дня голосования врио губернатора Архангельской области Александр Цыбульский встретился с депутатами городской думы. Наш собеседник — председатель думы Валентина Сырова.
Недавно мы опубликовали интервью с врио главы Республики Коми Владимиром Уйбой. Сегодня продолжение темы «Северо-Запад: новые выборы в новой реальности» — из Архангельска.
— Валентина Васильевна, за свою пятнадцатилетнюю политическую карьеру вы поработали с тремя губернаторами региона — с местным Киселёвым, приезжими Михальчуком и имевшим в молодости отношение к области Орловым. Сейчас Президент назначил врио губернатора области бывшего главу Ненецкого автономного округа (НАО) Александра Цыбульского. Как вы считаете, в чём его сильные стороны как кандидата на пост руководителя области?
— Назначение Александра Витальевича временно исполняющим обязанности губернатора нашей области я восприняла с оптимизмом. Он отработал около трёх лет руководителем НАО, сложноподчинённого субъекта в составе Архангельской области, и я знала его по работе в соседнем регионе. Кроме того, о нём хорошо отзывались наши земляки, архангелогородцы, которые работали с ним или пересекались в Нарьян-Маре. Все они отмечают твёрдость, решительность, системность Цыбульского. И всё это в сочетании личным обаянием и высокой культурой общения.
В общем, для Севера Цыбульский человек не новый, хорошо владеющий нашей проблематикой. И что выгодно отличает его от предшественников, так это опыт работы на федеральном уровне. А это очень важно с точки зрения развития межбюджетных отношений, выстраивания конструктивного диалога с правительством в Москве и привлечения финансовых средств в регион по различным федеральным программам. Это очень важная составляющая поступательного развития региональной экономики и социальной сферы. Это всегда плюс для политика.
— А как относятся жители Архангельска к не состоявшемуся проекту объединения Архангельской области и НАО. Насколько он заинтересовал, порадовал или огорчил жителей?
— Я бы разделила этот вопрос на две части — медийный и фактический. Медийная часть — это то, что очень эмоционально обсуждалось в федеральных СМИ, соцсетях, телеграм-каналах и отдельных региональных медиа. Фактический же — то, что в реальности представляет собой этот вопрос для жителей Архангельской области и НАО, в том числе для проживающих здесь коренных народов Севера.
То, как это преподносилось в СМИ и соцсетях жителям двух субъектов, не имеет ничего общего с реальностью. Исторически НАО всегда находился в составе Архангельской области, с дополнением, сделанным в 1993 году, что округ является сложноподчинённым субъектом, частью Архангельской области. Мы много лет живём вместе, у нас давно устоявшиеся экономические, социо-культурные и родственные связи, среди жителей двух регионов никогда не было никаких противоречий.
Не состоявшийся пока проект объединения с НАО вызвал во многом искусственно подогретый всплеск негатива в Нарьян-Маре. Протесты в Нарьян-Маре против объединения и решение отказаться (перенести) данный проект не получили никакого отклика среди жителей Архангельской области и уж тем более не ухудшили отношение к Цыбульскому и областной власти.
— Какое впечатление произвёл на вас и депутатский корпус гордумы Александр Цыбульский в личном общении, и какие основные темы вы с ним обсуждали?
— Я бы, прежде всего, отметила высокую эрудированность Александра Витальевича, гибкость в общении с людьми, умение слушать и слышать собеседника.
На встрече депутаты задали много вопросов, обозначили актуальные проблемы города и конкретных территориальных округов. Тематика была очень широкая — медицинское обслуживание, вопросы общеобразовательных школ и детских садов, ветхое и аварийное жилье, транспорт, дорожное строительство, взаимодействия с естественными монополиями, улучшение городской среды… Конечно спрашивали о развитии межбюджетных отношений области и нашего города.
Это был не монолог приглашённого лица, а полноценный диалог. Александр Витальевич охотно отвечал на все вопросы, не было запретных тем, от ответа не уходил. Беседа прошла конструктивно, все вопросы и проблемы были зафиксированы, включены в итоговый протокол и будут отработаны совместно с региональными властями.
Александр Цыбульский подтвердил готовность и заинтересованность в регулярном диалоге и совместной работе с депутатским корпусом по развитию областной столицы. В общем, задел для конструктивной и нужной всем работы есть, и задел отличный. Думаю, в следующем году сможем решить многие проблемы Архангельска. Я имею в виду и коммунальную неурядицу, и состояние улиц, транспорт, и комфортное проживание наших горожан.
— Протесты в связи со строительством полигона для переработки московского мусора на станции «Шиес» в последнее время была главной в федеральных СМИ при упоминании Архангельской области. Предполагается, что экопротестные группы уже превратились в политические и могут прийти во власть. Насколько это реально? И возможно ли, что история со строительством полигона в Шиесе будет пересмотрена после выборов?
— Слухи о протестности нашей области также сильно преувеличены. Несомненно, Шиес, катализировал народные протесты. Но закрытие Шиеса выпустило пар и разрядило аккумулятор протеста. Голосование по поправкам к Конституции в Архангельской области это чётко показало. 66 процентов — «за», при явке — 50,63 процента. И эти цифры можно занести в актив Цыбульскому.
Я уже сказала, проект не состоявшегося, де-юре, объединения с НАО никоим образом не повлиял на отношение населения Архангельской области к будущему главе. Повторюсь: и мы, и НАО — одна семья. Да, юридически мы — отдельные субъекты, но исторически связаны очень сильно, человечески тоже.
И сейчас, именно архангельская бригада врачей помогает жителям НАО справиться с эпидемией COVID-19. Так есть, и так будет всегда. Дальнейшее нагнетание темы Шиеса, эксплуатирование темы экопротестов среди населения — манипулирование общественным мнением, с понятными, корыстными интересами. Не случайно представитель экопротестов пытался зарегистрироваться кандидатом на пост губернатора Архангельской области.
— И всё-таки: насколько разнополярен Архангельск с политической точки зрения, можно ли его отнести к протестным городам? Сейчас многие пугают протестным голосованием.
— Исторически Архангельск — столица области, в которой никогда не было крепостного права. Город-порт, когда-то «единственное окно в Европу» — здесь свободомыслие было традиционным. В современной, российской истории Архангельск —один из первых городов в стране, публично заявивший о несогласии с ГКЧП. Наш земляк Александр Альбертович Вешняков был одним из творцов современной избирательной системы, руководил Центральной избирательной комиссией России с 1999-го по 2007 год.
И сегодня в составе нашей городской думы представлены депутаты всех парламентских партий. Нет тотального доминирования одной партии, и сессии бывают жаркими, дискуссионными, с широким плюрализмом мнений. В тоже время я бы не отнесла Архангельск к протестным городам. Архангелогородцы — или поморы, как нас ещё называют — обладают истинно русской, северной, широкой душой и высоким градусом терпимости. Но последние события в отдельных регионах нашей страны и братской республике Беларусь подчёркивают особую значимость внутренней политики и острую необходимость правильного курса, учитывающего вызовы современности.
…Мы ждём, что скоро, после выборов, в Архангельске и области начнётся новый этап, и он станет периодом улучшения жизни по всем показателям. Для этого есть все основания. Для этого власть и должна работать, любая — муниципальная, региональная и федеральная.
На фото: врио губернатора Архангельской области Александр Цыбульский и председатель Архангельской городской думы Валентина Сырова