Будущее. Хвост виляет собакой

Сергей Ачильдиев
Сентябрь18/ 2020

Кто из нас в детстве не любил книжки и мультики, в которых игрушки, одежда, мебель, машины оживают и существуют сами по себе? Сегодня это происходит с нашими вещами в реальности, а мы возмущаемся.

Machina sapiens vs homo sapiens

Сколько в последнее время сказано и написано о том, что ведущие автопроизводители мира уже близки к созданию самоуправляемого автомобиля! Без руля и без педалей. Технический директор Google и, по совместительству, один из самых известных технологических футурологов Рэй Курцвейл обещает, что уже в 2030-е годы такие машины будут выпускать в массовом порядке.

И никто не спросил нас, автолюбителей, — как мы относимся к такому будущему? А многие из нас, сотни миллионов, — против. Для нас вести машину — радость, без которой мы не представляем себе полнокровной жизни.

Да, мы знаем, что общемировая смертность в ДТП сравнима с печальными итогами большой войны. По данным ВОЗ, в среднем каждый год на автодорогах гибнут 1 миллион 350 тысяч человек. Но мы знаем и другое. Самые высокие показатели такой смертности — в странах с плохими дорогами, бедным населением и культурой вождения на уровне плинтуса, а самые низкие показатели — 2,7 случая на 100 тысяч человек — в Швейцарии и Норвегии. Так что и тут разруха в головах — горе-водителей, горе-дорожников и горе-премьер-министров, не умеющих создать условия для того, чтобы люди могли покупать новые автомобили, а не ездить на дырявых вёдрах…

Самоуправляемый автомобиль — далеко не единственный случай, когда новые технологии заставляют нас плясать под их дудку. Самое наглядное доказательство — наши гаджеты. Они неусыпно отслеживают, где мы находимся, чем интересуемся, кто наши родные и друзья, как с ними связаться и когда мы связывались с ними в последний раз, они знают даже то, какой аппаратурой мы сделали ту или иную фотографию… А имея о нас полнейшую информацию, в буквальном смысле слова навязывают нам товары и услуги, которые мы не заказывали и которые чаще всего нам абсолютно не нужны.

Пока с помощью наших же смартфонов и компьютеров нас контролируют новые технологии и компании, которые эти технологии представляют. Но будьте уверены — это только первая ступень. На второй — контроль со стороны государства. А на третьей, которая тоже не за горами, — тотальный контроль со стороны искусственного интеллекта ИИ).

Фантастика? Ничуть. Глава компании Tesla и корпорации Space X Илон Маск предрекает, что в недалёком будущем искусственный интеллект не только превзойдёт человеческий, но и победит его. Причём Маск считает, что шанс людей избежать поражения в этом соперничестве не выше жалких 5–10 процентов. А этот миллиардер, как уже все убедились, слов на ветер не бросает.

Короче, ещё немного, ещё чуть-чуть, и художественный фильм «Восстание машин» будет восприниматься как документальный.

А человека не забыли?

Американский социолог Элвин Тоффлер разделил всю сознательную историю человечества, в зависимости от характера производства и потребления, на три цивилизационных этапа.

Для первого — фермерского — было характерно натуральное хозяйство, когда человек производил то, что сам же потом и потреблял.

Для второго — индустриального — было свойственно промышленное производство, когда человек производил что-то одно, а потреблял в основном произведённое другими.

Теперь мы вступаем в новую цивилизацию, где производителями становятся машины — сперва под управлением человека, позже под управлением ИИ, а потребителями, наряду с человеком, оказываются… те же машины.

Что же это получается?

При фермерской цивилизации у человека было всё своё — и орудия труда, и потребляемый продукт.

При индустриальной цивилизации у человека были отчуждены орудия труда, которые перешли к капиталисту или государству, в зависимости от того, кому принадлежало предприятие. К тому же продукт стал обезличенным, и человек покупал то, что неизвестно кем произведено.

А в новой цивилизации происходит ещё один важнейший сдвиг: человек всё чаще теряет и свою роль производителя продукта. Эта роль шаг за шагом переходит к роботу, искусственному интеллекту, а проще говоря — к машине. И, судя по всему, недалёк тот день, когда машина будет решать, что человеку можно доверить, а что нет.

Автомобиль, управление которым скоро перестанут нам доверять, — это лишь первый звоночек.

Между тем человек — чем дальше, тем активнее — вытесняется не только из сферы производства товаров и услуг, но также из сферы потребления, поскольку всё бóльшая часть продукта предназначена не для него, а для тех же машин. Причём вполне очевидно, что в дальнейшем доля производства именно для машинного потребления будет неуклонно расти.

Вывод печальный и одновременно настораживающий: homo sapiens, который на протяжении 50 тысяч лет был единственным демиургом на планете, на наших глазах начинает терять своё главенствующее созидательное значение.

И вполне возможно, в грядущем знаменитое чеховское «Человека забыли!» будет звучать совсем по-другому.

Кто кому принадлежит

Осенью 1996 года в магазинах Японии, а затем и других стран появилась новая игрушка — Тамагочи. До конца ХХ века было произведено свыше 40 миллионов этих механических существ.

Тамагочи требовал, что его вовремя кормили, поили, следили за его здоровьем, играли с ним и убирали… Иначе он умирал. Не только дети, но и взрослые, особенно одинокие, которым не за кем было ухаживать, сходили с ума от нового увлечения.

Однако с наступлением нового столетия бум Тамагочи быстро сошёл на нет. Каждый из нас получил чуть не с десяток таких игрушек — электронный почтовый ящик, одну-две-три-пять социальных сетей, мобильник с его эсэмэсками и быстро садящимся аккумулятором, банковские карты с их постоянно меняющимся дебетом-кредитом…

И ко всей этой электронной армии надо было помнить пин-коды и пароли. И за каждой регулярно следить — не поступил ли новый звонок или сообщение? не пора ли обновиться, очистить память от ненужных кило- и мегабайтов? не забыл ли срочно ответить нужному человеку (позвонить, написать)?.. А кроме того — помнить, когда и за что надо внести абонентскую плату.

Мы привычно говорим: «мой мобильный», «мой ноутбук», «моя банковская карта»… Но в реальности не они — наши, а мы — их. Это мы им принадлежим, потому что от них зависим. Причём настолько, что просто не можем без них жить.

Они нам диктуют манеру и ритм нашего существования. Хвост уже виляет собакой. И это виляние пагубно отражается на здоровье сотен миллионов людей.

Появился новый букет сильнейших зависимостей — компьютерная, интернетная, смартфоновая… Возникли новые виды стрессов и депрессивных состояний, связанных с социальными сетями, селфиманией, лайками или их отсутствием. Особенно сильно подвержены всем этим недугам наши дети.

Молодёжь, не способная оторваться от дисплея своего смартфона, чаще оказывается жертвами несчастных случаев и ДТП. Подростки хуже учатся, меньше интересуются серьёзными вещами и далеко не всегда понимают, где виртуальная действительность, а где реальная. Они массово страдают клиповым сознанием, не умеют читать большие тексты, а тем более их анализировать и выстраивать причинно-следственные связи. Вместо того, чтобы вовремя выбрать достойную профессию, они заводят свой блог и пытаются словить хайп непременно на миллион долларов, и никак не меньше.

Многочасовые бдения у дисплея уже привели к тому, что около четверти жителей Земли — и среди них, кстати, молодых тоже всё больше — страдают близорукостью, а к середине века близоруким будет каждый второй. Из-за малой подвижности у девушек и юношей развиваются ожирение, болезни опорно-двигательного аппарата, склонность к повышенному артериальному давлению, нарушения детородных функций…

***

— Перестаньте пытаться спасти человечество! — смеются сторонники технологического прогресса. — Оно само себя спасёт, как спасало уже неоднократно.

Конечно, спасёт. Кто бы сомневался… Если только успеет до того, как процесс зависимости от новых технологий не проскочит точку бифуркации.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

девятнадцать − 18 =