Почему полицейская реформа оказалась тюнингом?

Денис Терентьев
Октябрь28/ 2020

В 2009 году майор милиции Евсюков, расстреляв с десяток прохожих, дал начало реформе МВД. А в 2016-м подпольный миллиардер полковник полиции Захарченко дал понять, что она закончена.  

Что случилось? В ночь на 27 апреля 2009 года начальник столичного ОВД «Царицыно» майор милиции 32-летний Денис Евсюков открыл огонь по посетителям супермаркета «Остров» на Шипиловской улице. Двоих убил и семерых ранил. 

Следствие установило, что первой жертвой стал водитель Сергей Евтеев, после полуночи подвозивший майора в район Орехово-Борисова. Евсюков расстрелял его четырьмя выстрелами из пистолета Макарова прямо в машине и пошёл гулять, как был, в форменной куртке с погонами поверх белой рубашки, стреляя на ходу в редких прохожих. Несколько раз промахнулся, но тяжело ранил молодую пару — Антона Кондакова и Евгению Самородову. 

В супермаркете «Остров», куда убийцу привела призывно горящая вывеска, действия Евсюкова зафиксировали камеры наблюдения. Эти кадры глубоко шокировали всю страну — страж порядка неторопливо, словно робот, передвигается по магазину, стреляет в людей, берёт в заложники девушку, перезаряжает пистолет… 

Почему Евсюкова так накрыло? Так у него же был день рождения! Праздновали в кафе с женой Каринэ — фотомоделью и запасной участницей поп-группы «Стрелки». Около 23 часов майор стал неадекватен — засобирался на работу и куда-то ушёл. Позже экспертиза обнаружит в крови стрелка психотропный препарат фенибут, который был отшлифован значительной дозой спиртного. 

А что известно о нём самом? В СМИ рассказывали, что он из «милицейской семьи» и входил в «курский клан», как называли выдвиженцев начальника ГУВД Москвы Владимира Пронина. 

Управляющая супермаркета «Остров» рассказала, будто Евсюков неоднократно грабил магазин, угрожая сотрудникам и забирая товары. Жаловаться на него не решались. Пистолет Макарова, из которого он расстреливал людей, не являлся его табельным оружием, а сам Евсюков объяснял, что «для опера достать ствол не проблема». 

Министр внутренних дел Рашид Нургалиев сказал впоследствии, что история Евсюкова имеет историческую справку. Он из набора 1990-х, когда из милиции ушли лучшие профессионалы, а на их место брали практически всех подряд. Новичков обучали на ускоренных курсах, медицинского освидетельствования не проводили и даже толком не проверяли факты биографии. Именно после «дела Евсюкова» начали изучать документы об образовании и выявили «очень много фальшивых дипломов». В итоге — круговая порука бандитов в форме. 

Вот всего один случай. Два опытных оперативника из Подмосковья пытают подозреваемого в убийстве — засунули в задний проход две поллитровые бутылки, в результате чего подозреваемый скончался. Мособлсуд приговорил обоих сыщиков к двум годам условно, и впоследствии они восстановились на службе. В 2010-е годы пытки подозреваемого бутылкой от шампанского в казанском отделе «Дальний» вызовут грандиозный скандал на всю Россию. А вплоть до «дела Евсюкова» на подобные истории особо не обращали внимания. 

В ноябре 2011-го министр Нургалиев объяснил, что если милиционер в нарушение закона напал на гражданина, то тот вправе обороняться. В последующие дни немало служивых были биты народом со словами: «Нургалиев разрешил».   

Общество и не мечтало иметь полностью адекватную милицию. Даже милицейский генерал признал в интервью, что, глядя на своих подчинённых, не понимает, как им могли доверить оружие. Распространён типаж сотрудника «с небольшими тараканами», поскольку не всякий нормальный пойдет на службу с окладом в 200 долларов. И кто согласится работать трое суток подряд? А кому понравится осматривать трупы бомжей, ловить наркоманов, усмирять пьяниц, разговаривать матом и с утра зыркать на начальство красными похмельными глазами? И всё это на страшном расстоянии от идеалов справедливости. За первые 8 лет XXI века в России было осуждено 14 тысяч милиционеров, в том числе 634 — за убийства. 

Но власть-то не может чувствовать себя стабильно с такими защитниками? Руководство МВД долгое время держалось за старый киношный термин «оборотни». Якобы, в МВД работает свыше миллиона честных и принципиальных граждан, но отдельные преступные личности бросают на всех них тень недоверия. На самом деле, похоже, всё давно не так. Скорее в рядах чудом сохранились отдельные приличные люди. 

Мосгорсуд осудил четверых слушателей Московского института МВД России за совершение серии ограблений и убийств. Примечательно, что десятки их сокурсников, будущих блюстителей порядка, знали об их промысле, не пытались мешать и даже подумывали о вступлении в банду. Иностранные дипломатические представительства в 2000-е издали пособия для своих сотрудников под заголовками вроде «Остерегайтесь милиции!». 

«Странно, но рядом с обычными людьми чувствуешь себя в большей безопасности, чем рядом с милицией города», — признавался Тим Уэйт, сотрудник консульства Великобритании. 

«Дело Евсюкова» прогремело в тот момент, когда у государства было достаточно средств, чтобы начать реформу МВД. За пару лет милицейский бюджет вырос с 270 млрд до 1 трлн рублей. Но это не значило, будто милиция, переименованная в 2011 году в полицию, быстро и с готовностью менялась. 

В сентябре 2016-го при обыске по делу о получении взятки у полковника экономического подразделения МВД Дмитрием Захарченко было изъято более 8 млрд рублей наличными (в основном в долларовом эквиваленте). Это годовой бюджет областного центра вроде Калуги, на них можно построить 30-40 детских садов. Специально для хранения наличных Захарченко купил четырёхкомнатную квартиру в Москве, а его семья считала миллиарды в тетрадке в столбик. Рядом с суммой 600 000 евро было написано: «мелочь». Это произвело сильное впечатление даже на главу Следственного комитета Александра Бастрыкина. 

СМИ рассказывали, будто средства семьи Захарченко на офшорных счетах могут потянуть на все 30 млрд рублей. Но шок вызвали именно наличные — общий вес изъятых купюр (в основном крупных) превышал тонну с четвертью. 

Есть догадки, откуда такое богатство? Журналисты «Новой газеты» высказывали версию, что это плата за услуги крупнейшим подрядчикам «Российских Железных Дорог» — Захарченко получал 5 процентов от их прибыли. Подрядчики выиграли конкурсы РЖД на 334 млрд рублей, бóльшая часть которых выводилась в офшоры через фиктивные фирмы. Этой схеме требовался высокопоставленный офицер прикрытия, который и сам «закрывал глаза», и сбивал с толку других ревизоров: мол, провёл проверку, всё законно. 

Вероятно, над Захарченко маячили и более высокопоставленные решалы. Поэтому на 12,5 лет его осудили за лирику — торговал информацией, крышевал ресторан. Во время следствия все изъятые у полковника деньги пропали. И это не удивительно, он же сразу говорил: «Это не моё» 

Россияне помешались от зависти? Известна не совсем шутка: «После изъятия у Захарченко 8 миллиардов конкурс в полицейские вузы резко вырос» Во всяком случае, в 2019 году рекорд Захарченко смогли побить бывший сотрудник центрального аппарата ФСБ Кирилл Черкалин и двое его подельников: при обыске у них обнаружили 12 миллиардов рублей на троих. 

В случае с Захарченко общество уловило две ключевые вещи. За какие бы услуги полковник ни получил эти деньги, нынешние полицейские явно не заточены выжигать калёным железом коррупцию. А повышение зарплаты полицейских, благодаря которой бюджет МВД скакнул за 1 трлн рублей в год, только возбудил утробный аппетит. В 2015-м будущий подсудимый Захарченко официально заработал в министерстве около 3 млн рублей — в среднем по 250 тысяч в месяц. Большинство россиян о таком даже не мечтают. 

Если офицер полиции дорос до подпольного миллиардера, то, выходит,  реформа полиции не удалась? По данным опроса ВЦИОМ, в 2015 году не доверяли полиции 46 процентов россиян, а в 2005-м таких было 57 процентов. Таким образом, за 10 лет численность «доверяющих» выросла всего на 7 процентных пунктов. Среди отзывов граждан о реформированной полиции часто встречается: «перестали напоминать банду» и «нравится их новая форма», «сотрудники стали более вежливыми», «сократилось время ожидания в отделах»… 

Реже слышишь, что кого-то из знакомых пытали в полиции или фабриковали обвинение. Но в действительности таких историй всё равно много. 

Журналист Мария Березина по открытым источникам подсчитала, сколько россиян, погибло в отделах полиции. В 2015-м, после изгнания всех «оборотней», таких случаев удалось обнаружить аж 197! У 104 россиян в казенных стенах внезапно ухудшилось состояние здоровья. А ещё 62 гражданина, переступив порог отдела со свежей вывеской «полиция», вдруг решили покончить с собой. 

Ломать задержанному рёбра и пальцы, как бывало в дореформенные времена, сегодня опасаются, в тренде пытки электричеством, которые не оставляют следов. Эту процедуру часто называют «звонок Путину», поскольку задержанные первым делом требуют позвонить адвокату, министру или президенту. 

Словно депутаты Госдумы, полицейские обязаны ежегодно подавать декларацию о доходах и расходах, имуществе и имущественных обязательствах — своих, супругов и несовершеннолетних детей. Но разве депутатам эта система сильно мешает иметь собственность за границей, а фирмам жён и детей — переваривать завидные куски госзаказа? Внешний контроль только усиливает в полиции корпоративную солидарность и неприязнь к тем, кто выносит сор из избы. 

40-летний опер из Волгограда капитан Григорий Харичев заступился за зверски избиваемых в отделе проституток, с которых вымогали деньги и надругались в традициях отдела «Дальний». Харичева уволили, но он дошёл со своими разоблачениями до центральных телеканалов, восстановился, прошёл переаттестацию. 

Если полиция и вправду в корне изменилась после переименования, то Харичев должен был стать одним из её идолов и героев как настрадавшийся за правду. Но он так и остался изгоем, которому пытались организовать психиатрический диагноз во время одной из медкомиссий. 

А самое главное — начальство совершенно не интересуют собранные Харичевым разоблачения. Он вспоминает, как в июле 2012 года пьяный следователь Кировского РОВД задавил женщину с двумя маленькими детьми на улице 64-й Армии в Волгограде: 

«Я сразу отбил телеграмму в ГУВД с просьбой доложить о моём желании встретиться с руководителем комиссии и рассказать о фактах коррупции, фальсификации дел, а также обычае полицейских садиться за руль пьяными. Но вместо диалога была дана команда близко не подпускать меня к зданию волгоградского главка. А когда я приехал в Москву записываться на приём к министру, меня к нему тоже не пустили» 

Почему полиции не удаётся выйти из милицейской шинели? Советская палочная система никуда не исчезла, и сотруднику проще «раскрыть» десяток им же придуманных преступлений, чем одно реальное. А начальство не может придумать других критериев оценки эффективности своих подчинённых. 

Распространено мнение, что без показателей раскрываемости полиция как раз и превращается в махновцев, которые работают только на себя. А набрать в МВД честных граждан вместо коррумпированных невозможно — народ-то один. Поэтому переаттестация оказалась полнейшей формальностью. За полтора месяца было переаттестовано 875 тысяч личного состава. То есть 810 сотрудников каждый час, включая ночное время. По 13,5 сотрудника в минуту. 80 процентов милиционеров благополучно перекочевали в полицию. 

От такой реформы в дальнейшем можно ожидать только тюнинга. Его и получили. 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

десять − 1 =