Чудеса около субботних протестов

Марианна Баконина
Январь25/ 2021

Виртуальные друзья озаботились защитой детей. О детях переживали все политические активисты вне зависимости от политических убеждений — либерально-протестных или охранительно-консервативных. Причина — ролики в подростковом TikTok.

Ленты социальных сетей в конце минувшей недели бурлили, как котлы в аду после эпидемии чумы. В подростковом TikTok лавиной пошли антиправительственные ролики. А, значит, юное поколение недовольно действующим режимом и в воскресенье двинет на протест.

Либеральная общественность, особенно зарубежная, постила эти ролики, называла их «дивным флешмобом» и писала про чудесную молодёжь, которую не обманешь, не проведёшь! Заодно появлялись странные инструкции для родителей, как правильно подготовить дитя к митингу —  выдать пауэрбанк, чтобы телефон не сел, паспорт, свидетельство о рождении с собой, оформить нотариально заверенную доверенность на право представлять интересы дитяти, чтобы, в случае чего, поскорее вызволить его из узилища.

Тут же откликнулась и консервативно-охранительная общественность. Она называла либералов людоедами, которые готовы бросить детей под дубинки ОМОНа, благо дети чужие, и призывала родителей и власти не допустить «крестовый поход детей».

Власти, разумеется, откликнулись. Прокуратура стала проверять. Полиция — разъяснять и профилактировать. Школы и вузы — назначать контрольные и субботники по уборке снега. Депутаты — писать отдельную статью в Уголовный кодекс. Роскомнадзор — чистить социальные сети от вредоносных роликов. Со своей стороны, соцсети, даже TikTok, откликнулись и начали зачистку.

А у меня в ленте, на правах рекламы, вдруг появилось видеообращение Ходорковского, который и сам с детьми пойдёт митинговать, и друзья его тоже с детьми, потому что совесть зовёт… (Ау, г-н Цукерберг, у вас же вроде запрещена политическая реклама, или запрещена только когда речь об американской политике?)

А потом начался флешмоб с призывами  селебрити разной степени известности, которые подвизаются в сфере поп-музыки, акционизма, блогерства, урбанистики или просто профессионального фрондёрства. Призывы аналогичные — все на протест, потому что иначе не будет будущего! Защитим Навального!

Оставлю за скобками вопрос: нуждается ли Навальный в защите? И там же — ещё один: правда ли без Навального у России нет будущего, как следует из обращений селебрити? Нечто такое мы уже слышали про другого политика. И не буду спрашивать: кто именно организовал эту виртуальную войну с роликами, перепостами, лайками, новыми аккаунтами и чат-ботами? Не важно, кто потратил на организацию «крестового похода детей» миллионы, если не миллиарды, — злодеи из штабов Навального, которые как мы помним, иностранные агенты, интриганы от власти, ученики школы Суркова или настоящие иноагенты из какой-нибудь МИ-6, ЦРУ, АНБ или Дефензивы.

Посмотрим видеоролики. Они по-своему неожиданны и познавательны.

Ролик №1. Вроде бы школьный класс. По крайней мере, имеется классная доска. Над доской портрет Путина. Рядом с доской стул. Милая девушка с длинными волосами залезает на стул, снимает портрет и, сунув его под мышку, бодро уходит из кадра.

Ролик №2. Вроде бы другой класс, но тоже с классной доской и портретом. Другая деваха пытается, забравшись на странную тумбу под классной доской, прикрепить поверх неправильного портрета лик «главного оппозиционера», а рядом с доской виднеется новогодняя гирлянда.

Ролик №3. Ещё один класс. Вместо парт довольно громоздкие столы. Рядом с входной дверью стенд со странной надписью в три строки: «Наши достиже ния». Чуть сбоку, правильно, портрет. Его, забираясь на стул, снимает юноша, а потом шагает прямо на камеру.

В каждом ролике, кроме главного героя, есть массовка из двух-трёх человек, которая либо вовсе не смотрит на центрального артиста, либо смотрит исподлобья, чтобы лица было не разглядеть. А потом update первого ролика: в правой части кадра милая длинноволосая девушка по-прежнему шагает из кадра с портретом подмышкой. В левой — сначала некий человек в полицейской форме (лица его не видно) сидит за столом рядом со стеклянной стеной и что-то пишет. Потом панорама, чтобы показать, что стеклянных стен две, а за одной из них решётка вроде «обезьянника», и через склейку милая девушка смотрит в камеру. Вроде бы на допросе. Те, кто репостят обновлённое видео, поясняют, что вот пришли за смелой девушкой, других преступников для них нет.

В этих роликах прекрасно всё — от трёхстрочной надписи «Наши достиже ния» (это в какой школе такие стенды, кто там русский язык преподает?) до новогодней гирлянды (правильно, май ещё не наступил, нечего ёлку выбрасывать). Но самое прекрасное — портрет лидера страны в классе. Скажите, кто и когда видел в классных комнатах портреты Брежнева, Ельцина и, страшно сказать, Путина?

Такие видео могли снять где угодно, хоть в Москве, хоть в Праге, хоть в Новой Зеландии.

Декорации в виде школьных досок, стульев и портретов со стендами при современной доступности копировальной техники не проблема. Лиц актёров, кроме двух главных, — не разглядеть. И та девушка, чьё лицо мелькает якобы в полицейском участке, сидит явно не там, где что-то пишет унылый полицейский, тоже без лица, — на панораме видно, что стол полицейского вплотную придвинут к стеклянной стене.

Видеоролики сделаны вроде бы небрежно, без огонька. В них всё просто, даже примитивно, ничего лишнего. Это намеренная лаконичность. Так легче воспринимается. И лучше работает: видеопродукцию активно «шерят» и «лайкают» не только профессиональные оппозиционеры. Но дело не только в этом: авторы явно хотят нам показать — это любительская поделка энтузиастов-протестантов, а вовсе не профессиональная работа.

Во время позапрошлогодних протестов в Иране точно такие же ролики с молодёжью и портретами, которые они срывают, топчут или жгут, «шерили» в фарсиязычном секторе социальных сетей, а потом охотно показывали по ТВ во всём мире. Портреты были не Путина, а генерала Сулеймани или Верховного лидера Ирана Хаменеи.

А потом такие же ролики приходили из Ирака, якобы охваченного массовыми протестами. Всё точно так же — неизвестно кто, скрывающий лицо, неизвестно где, у какой-то глухой стены срывает портрет  и раздирает его, или поджигает.. И снято тоже халтурно. В одном из таких видео портрет Сулеймани на стене был ещё влажным от клея, от стены отделился на удивление легко, и разорвать его эффектно не получилось, бумага мокрая и расползается…

В романе Тома Вулфа «Костры амбиций» есть проходной, но примечательный эпизод. Сторонний наблюдатель приходит на акцию протеста. Против расизма, кажется. Приходит вовремя, но никакой акции нет. Организатор и участники стоят в сторонке и без плакатов. Потом появляется телевизионный фургончик, разворачивается антенна, появляется камера, протестующие деловито разворачивают плакаты, выкрикивают лозунги, беснуются и потрясают кулаками, потом фургончик уезжает, а протестующие расходятся.

Что это было? Организатор, очень прогрессивно выступавший за всё хорошее и против всего плохого, объясняет:

— Акция протеста. Покажут по телевизору. Значит, она была. А вот события, которое не показали по телевизору, как бы и не было.

Это 1980-е. Сейчас на дворе 2020-е. Технологии усовершенствовались. Теперь «событие было», если есть ролик в соцсетях, снятый неведомо кем и неведомо где. Но его можно перепостить, лайкнуть и прокомментировать надлежащим образом. Пусть он даже очень и очень неправдоподобный.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

4 + 20 =