Кто и для кого сочиняет ковидные сказки?

Я решил узнать, сколько в интернете мифов о ковиде и противоковидных вакцинах. Но перевалив за сотню текстов с фейками, сдался. Это Сизифов труд. И всё же — кто и для кого плетёт эти сказки?

Последний фейк о противоковидной вакцинации, я услышал буквально перед тем, как уселся писать эти заметки. Позвонил мой старый друг, разговор неизбежно зашёл о том, кто ещё из знакомых заболел коронавирусом и кто от него умер.

— Ну, а ты-то привился? — спросил я.

— Да нет пока. …Говорят, вакцинирование через четыре года может дать сильный удар по печени.

Вот так — не через три, не через пять, а именно через четыре года и именно по печени. Снайперская точность!

 

Ужас, ужас, ужас!

Подобных сказок в Интернете пруд пруди. Я сломался после первой сотни, а вот сотрудники Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала зафиксировали в Рунете 244 таких текста. И ещё — около 7 млн репостов.

Прежде всего, это, конечно, мифы о самом ковиде:

— SARS-CoV-2 — это не что иное как утечка нового вида оружия, выведенного в Уханьском НИИ;

— коронавирус изготовили специально для того, чтобы потом заработать миллиарды на вакцинах;

— нет, вирус этот на самом деле природного происхождения — таким способом Земля борется с перенаселённостью планеты людьми и за восстановление экологии;

— коронавирус — разновидность гриппа, которым бóльшая часть человечества болеет каждый год, некоторые — тяжело и даже умирают. Но всё это ещё не повод, чтобы сходить с ума и закрывать страны, словно парикмахерскую на «санитарный день».

Кроме того — мифы о том, как самим вылечиться от коронавируса:

— 80 процентов заразившихся вылечиваются сами, причём без всяких лекарств. Единственно благодаря личной иммунной системе;

— верные средства не заболеть — регулярно полоскать рот и горло водкой, а также есть чеснок;

— едва заболев, очень полезно каждые четверть часа выпивать не менее пол-литра воды. Тогда она смоет весь коронавирус в желудок (видимо, по принципу унитаза), где эту заразу разъест желудочная кислота.

Но, как и следовало ожидать, на первом месте и с огромным отрывом, — мифы о вакцинации. Точнее, о том, что вакцинация — это страшно до жути:

— все антиковидные вакцины в мире содержат чипы, разработанные на деньги Билла Гейтса. Эти чипы со временем превращают человека в послушного робота, подчиняющегося волнам, исходящим от вышек 5G;

— вирус постоянно мутирует, а потому вакцины тут же устаревают и совершенно бесполезны;

— чем на самом деле колют людей, простым смертным неизвестно. Но знающие люди утверждают, что все вакцинированные через год умрут. Потому как «золотому миллиарду» не нужно на Земле столько людей;

— вакцинирование изменяет геном человека, и последствия этого непредсказуемы;

— вакцины дают страшные побочные эффекты — пагубно действуют на мозг, почки, сердце, вызывают у женщин бесплодие (по другой версии — женщины, получив прививку, рожают уродов). Кроме того, вакцина для многих — прямой путь к онкологическому заболеванию;

— жертвы нынешней третьей волны пандемии — это в основном уже привитые. У них, в результате вакцинации, было создано ложное ощущение безопасности, вот они и заразились.

…И это лишь самый краткий перечень мифов о коронавирусе и причин, по которым прививаться — значит быть смертельным врагом самому себе.

 

Интернетчики-чикатильщики

Полвека назад Владимир Высоцкий спел нам, что, «словно мухи, тут и там / ходят слухи по домам, / а беззубые старухи / их разносят по умам».

Теперь слухи выдумывают не отсталые старушки, а вполне молодые, очень даже продвинутые люди обоего пола. И разносят они плоды своего «дара», не сидя день-деньской на лавочках и часами простаивая в магазинных очередях, а с помощью великого и страшного Интернета.

Вы спрóсите: зачем же надо этим людям морочить согражданам головы? О, у многочисленных авторов ковидных сказок достаточно причин заниматься таким творчеством!

Для одних это средство самоутверждения, пусть даже анонимное, этакий способ доказать самому себе — вот как я могу повелевать людьми! Для других — развлечение. Для третьих — лекарство от одиночества. Для четвёртых — попытка по-своему, не имея необходимой образовательной подготовки, понять сложное явление. Для пятых — стремление создать психологическую защиту тому, что опасно, но непонятно, а потому особенно страшно. Для шестых — разновидность заурядного графоманства. Для седьмых — не что иное как свидетельство явного отклонения в психике…

Но есть и социальные причины.

Когда в ведущих средствах массовой информации ты видишь одно, а за окном и в собственном кармане — совсем другое, в этой борьбе «между телевизором и холодильником» побеждает третья сила — неверие. И тут уж иных так и подмывает ответить «телевизору» отторжением всего, что бы от него ни исходило.

Особо оговорюсь — все эти причины свойственны авторам не только Рунета, но и зарубежной мировой паутины.

 

«Кто писал, не знаю. Я, дурак, читаю»

Да, Антон Павлович ещё смолоду тоже задумывался над тем, почему множество людей охотно поглощают всякие глупости. И, добавлю, верят им всей душой.

А всё дело в том, что человек очень доверчив. Сколько людей свято верили в то, что Земля стоит на трёх китах, что купив индульгенцию, можно спасти душу, что женщины в интеллекте уступают мужчине, что царь — помазанник божий, что революция спасёт мир и выведет его на верную дорогу к светлому коммунистическому будущему! А сколько и сегодня верят, что Земля плоская и Солнце вращается вокруг неё, что существуют торсионные поля и живая вода, что государство первично, а человек вторичен, что Джордж Вашингтон был расистом, а Дональд Трамп — выдающийся политический деятель!

Ну, и, конечно, верят в то, что коронавирус не так страшен, как его малюют, и потому прививаться от него ни к чему.

Но вот что интересно — почему-то люди на одних оракулов полагаются, а на других — ни за что! Причём доверяют каким-то безвестным, зачастую выдуманным личностям из неизвестно каких учреждений, «знакомым знакомых» и даже сообщениям, составленным по принципу «одна баба сказала», а заверения официальных лиц — отвергают с порога, не читая и не слушая.

Группа учёных во главе с Сорушем Восуги (Массачусетский технологический институт, США) подвергла анализу 126 тыс. явно недостоверных сообщений, размещённых в 2006–2017 годах в англоязычном сегменте одной из социальных сетей. При этом выяснилось, что фейковую новость пользователи смотрят в 10 раз чаще, чем достоверную.

Так почему же миллионы людей, когда речь заходит о ковиде, а значит, об их здоровье и жизни, предпочитают полагаться на непонятно чьи выдумки?

В России и ряде других стран специалисты по социальной психологии чаще всего дают два объяснения.

  1. Фейковые сообщения подкупают доверительностью и простотой изложения, а главное — в каждом таком заявлении читателям важно не его авторство, а… эмоции, которое оно вызывает, — ужас и страх или удовольствие и радость.

Проще говоря, если вы напишете, что астроном Грегори Пек вычислил, будто на самом деле 20-тонная комета Ньютона-Лавуазье не разминётся с Землёй на расстоянии полумиллиона километров, как пытаются нас успокоить власти, а врежется в нашу планету между Парижем и Москвой, и что серийный насильник Тютькин пойман на месте преступления, после чего местные жители оторвали ему его поганое причинное место, — это варево пойдёт на ура. Тем более в сравнении с призывами министра здравоохранения вакцинироваться от ковида.

  1. Сказывается недоверие к телевизору, официальным СМИ и, вообще, к властям.

Те люди, которые там выступают, обычно говорят казённым или наукообразным языком да к тому же облечены высокой должностью. Поэтому зритель-слушатель-читатель воспринимает их как чужаков, да к тому же богатых. «Они живут совсем другой жизнью, чем мы, простые люди», «Богатые никогда нас не поймут. Что бы они ни говорили, — сделают всё только на пользу себе».

…Осмелюсь дать ещё одно объяснение — верить вранью легче, чем доверять фактам. Так уж мы, простите, устроены. И сколько бы ни издавали самых строгих законов о фейках,  этих фейков, к великому сожалению, меньше не станет. Если есть спрос, всегда отыщутся и предложения.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

семнадцать + 16 =