Если мы как страна хотим чего-то добиться, Учитель должен быть главной фигурой общества. Но, по мнению иных бюрократов, он обязан «предоставлять образовательные услуги»…
Отчего не хватает преподавателей
Галина Михайловна — одна из миллиона с лишним российских учителей. Вот уже четверть века она преподаёт русский язык и отечественную литературу в одной из школ Ленинградской области.
По нынешним меркам около 50 — средний возраст для женщины. Многие сверстницы Галины Михайловны ещё выглядят так, что идущие рядом взрослые дочери воспринимаются как младшие сёстры.
Но Галина Михайловна выглядела старше своих лет. У неё был утомлённый вид и напряжённый взгляд. Она жаловалась на постоянную, не проходящую усталость и говорила, что со следующего учебного года переходит в частную школу с такой надеждой, словно её ждут райские кущи.
Объяснила:
— Сейчас, чтобы получать приличную зарплату, приходится работать на полторы-две ставки плюс воспитательский класс. А это не только уроки, но и проверка тетрадей, помощь отстающим да к тому же уйма планов и отчётов! У нас ведь бюрократическая нагрузка уже едва ли не перевешивает преподавательскую. Да ещё классное руководство! В частной школе спокойнее, а заработок больше.
…Неудивительно, что, по данным РАНХиГС, в России сейчас не хватает 250 тысяч школьных учителей.
Учительница бедная моя!..
В 2018 году сотрудницы НИУ «Высшая школа экономики» Юлия Черненко и Дарья Сапрыкина провели исследование в школах. Оно показало: почти 80 процентов российских учителей утверждают, что их дразнили хотя бы раз, более 85 процентов — жалуются, что подвергались игнорированию со стороны учеников, две трети — признаются, что ученики их обзывали и проявляли открытое презрение жестами и взглядами…
Да, со времени публикации этого масштабного исследования минуло уже три года. Но с тех пор положение в школах мало изменилось. Как свидетельствуют сообщения с мест, учителя по-прежнему нередко подвергаются травле, а иногда и прямым нападениям, причём не только со стороны учеников, но также их родителей.
Всё это свидетельствует о том, что вес учительской профессии в глазах, если не всего общества, то, по крайней мере, значительной его части, крайне низок.
Может быть, это чересчур суровая оценка? Что ж, я просмотрел пять весьма авторитетных сайтов, в которых представлены рейтинги наиболее престижных и востребованных профессий. Ни в одном из этих списков я не нашёл ни учителей средней школы, ни преподавателей высшей. Если не верите, загляните в интернет сами. Но сомневаюсь, что вам повезёт больше.
Объяснений тому, почему престиж школьного учителя сегодня такой низкий, много. Не буду утомлять читателя длинным перечислением, назову всего три причины, которые к тому же пагубно влияют на самоощущение многих учителей.
Прежде всего — невысокая зарплата. Ставлю деньги на первое место потому, что дети обычно ещё не всегда умеют ценить человека по его личным качествам, для них главную ценность имеет внешность — модная дорогая одежда, вещи, украшения… Да и сам человек, имеющий скромный доход, свыкается со своим положением и воспринимает всё вокруг именно так, по-бедняцки. Не говоря уж о том, что учитель, считающий каждую копейку, не может лишний раз сходить в музей или на спектакль, купить нужную книгу.
Кроме того, в ряду важнейших причин неуважительного отношения к учителю — непомерно высокая нагрузка. Не только преподавательская и бюрократическая, но и эмоциональная. Если у вас есть хотя бы один ребёнок, вы прекрасно знаете, сколько сил и нервов стоит его воспитать, а когда в каждом классе по 25 детей?
Работая на полторы, а бывает, и на две ставки, бедные учителя нередко уже через пять-семь-десять лет приходят к профессиональному выгоранию. Одна учительница мне как-то призналась:
— Когда-то я по воскресеньям не могла дождаться понедельника, чтобы прийти в свой класс. А теперь — стыдно об этом говорить — не могу дождаться воскресенья…
Ну, и ещё одно — сильная зависимость от начальства. Плохие отношения с администрацией школы, строптивость могут привести — и приводят — к увольнению. А устроиться потом в другую школу бывает почти невозможно — школьный мир, особенно в небольшом городе, тесен, и все руководители школ хорошо знают друг друга.
Как правило, виноваты не сами школьные директора и завучи. Они тоже зависимы — от роно и гороно (комитета по образованию), всевозможных комиссий и проверяющих. Система среднего образования — жёсткая вертикаль, прочти как в силовых структурах.
Педагог — это звучит гордо
В 1866 году, после разгрома австрийской армии при Садове, Отто фон Бисмарк сказал: «войну выиграл немецкий учитель». Этот афоризм широко известен не только в Германии, но и в других странах, в том числе у нас в России. Менее известно, что на самом деле эти слова принадлежат лейпцигскому географу и антропологу Оскару Пешелю, и в кратком виде он звучал так: «это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем».
Впрочем, в данном случае важно не кто сказал, а что. Ещё важнее — что это изречение справедливо в отношении самых разных войн. Не только между армиями, но также в битвах за здоровое общество и будущее страны.
В конце августа, накануне начала нового учебного года, президент Владимир Путин предложил объявить в России 2023-й Годом педагога и, вообще, подумать над тем, как повысить престиж школьного учителя.
Предыдущий Год учителя проводился у нас сравнительно недавно — в 2010 году. Однако, как показал прошлый опыт, отдельный год мало что даёт. Необходимо, чтобы каждый год был годом педагога. Пусть неофициально, но зато по сути. Чтобы слово «Учитель» всегда писалось не со строчной (маленькой) буквы, а с прописной (большой). Тем более такой опыт в нашей стране есть.
В 1912 году в Российской империи был принят закон, который значительно повысил и без того немалый доход учителей. Как пишет историк Александр Лосик, начинающий школьный педагог в первые пять лет службы стал получать 900 руб. в год, а его коллега с 20-летним стажем, при нагрузке в 18 уроков в неделю, имел жалованье 295 руб. в месяц. Что такое месячная зарплата 295 руб.? Это 84 процента от оклада депутата Государственной думы, а также 60 процентов от оклада генерала.
Да, в политике царского правительства, касавшейся образования, были свои изъяны, но стать учителем было престижно, и сам учитель пользовался в обществе большим уважением.
С высоты нашего времени нельзя не признать, что именно тот, дореволюционный, русский учитель сумел не только в кратчайший исторический срок побороть в СССР массовую безграмотность, но и вырастил плеяды выдающихся учёных, тысячи высокопрофессиональных инженеров, техников и рабочих. А затем учителя, которые были учениками тех учителей, дали стране специалистов, отправивших в космос первый в мире спутник и первого космонавта, превративших Советский Союз в ядерную державу и, наконец, в одну из самых образованных стран.