Аэропорт смотрителя Сотникова

Денис Терентьев
Октябрь14/ 2021

История о том, как один мужик спас самолёт со всеми его пассажирами и экипажем, а потом выиграл выборы. Но ему это не помогло.

Что случилось? Ранним утром 7 сентября 2010 года самолёт Ту-154 авиакомпании «Алроса» с 72 пассажирами и 9 членами экипажа на борту выполнял рейс из Удачного (Якутия) в Москву. Когда лайнер пролетал над Республикой Коми, пропало электропитание, отказали навигационное оборудование и топливные насосы.

Пилоты вели машину на малой высоте вдоль реки Ижма, предполагая садиться на воду поближе к одноимённому городу. К их удивлению, взлётно-посадочная полоса ижемского аэропорта, который закрыли для приёма самолётов ещё семь лет назад и теперь использовали только как вертолётную площадку, оказалась в удовлетворительном состоянии.

Впоследствии выяснилось, что единственный сотрудник площадки Сергей Сотников по собственной инициативе и бесплатно продолжал чистить старую взлётно-посадочную полосу — убирал с неё мусор, подрезал вокруг кусты и деревья.

Лётчики сделали два захода, не веря удаче, и уже с третьего пошли на посадку. Лайнеру типа Ту-154 нужна двухкилометровая посадочная полоса, а в Ижме — всего 1,3 км. Но главное — самолёт с неработающими закрылками и предкрылками сумел приземлиться, не перевернувшись, начал торможение на твёрдой поверхности и выкатился в мелкий лес всего на 164 метра. Никто из пассажиров, включая беременную женщину, не пострадал.

Кто герой? 52-летний Сергей Сотников приехал в Ижму работать по распределению 20-летним парнем. Аэропорт тогда как раз открыли. Сотников проработал здесь всю жизнь — при СССР отправляли и принимали до 20 рейсов в день. В 1990-е аэропорт перестал существовать вместе с малой авиацией, а Сотников официально числился начальником вертолётной площадки — он и сторож, и уборщик, и бухгалтер.

— Я что? Я просто по взлётке ездить не давал. На лошадях большинство, навоз падает, сохнет, вертолёт ветер поднимает — все летит в глаза. Непорядок… Или бревно упадет, будет валяться, люди ещё бутылок накидают…

После случившегося Сотникова несколько раз приглашали в популярные телепрограммы, а в 2011 году он оказался вторым номером в списке районной «Единой России» на выборах в республиканский парламент. Партия победила, но вместо Сотникова депутатом стал глава района.

Герой несколько раз просил губернатора сохранить аэропорт. Тот клялся всё отремонтировать и возобновить полёты, раз уж на неофициальной эмблеме Ижмы —летящий в небе лайнер. Но в 2013-м ликвидировали вертолётную площадку «Ижма» и отключили электропитание.

Сотников вернул в здание свет, но в октябре 2019-го героя проводили на пенсию, а в здании аэропорта быстро перебили стёкла. Сейчас уже проще построить новый аэропорт.

Как наградили Сотникова за подвиг? Почётной грамотой Республики Коми. Блогеры собрали ему на снегоход Yamaha, да по почте смотрителю приходили небольшие суммы «за уважуху». На них Сотников купил светостарты для вертолётных площадок в Ижемском районе вместо железных горшков на ножках, в которых поджигали смоченную дизтопливом тряпку.

Только через два года про Сотникова вспомнила Москва — дали орден «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Впоследствии министр транспорта во время визита в Коми сильно удивился, что у «героя Ижмы» нет звания заслуженного работника транспорта, которая даёт прибавку в 3 тысячи рублей.

Однажды американский корреспондент, бравший у Сотникова интервью, сказал, что в США авиакомпания дала бы миллиона четыре долларов «страховых» за спасение самолёта и людей.

— А у нас техники «Алросы» самолёт чинили — так авиакомпания даже долги аэропорта за электроэнергию не покрыла, — ответил герой.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

семнадцать − 13 =