Всего полтора века назад человек отвечал за свои действия лишь перед близкими и соседями. Теперь от него зависит здоровье и жизнь множества людей в родном городе и даже в мире. А что будет дальше?
Всё смешалось в доме людском…
Сегодня все, кого Всевышний не лишил здравого смысла, бьют тревогу: человечество вступило в эпоху хаоса!
Это обнаруживается в чём угодно — в отношениях между государствами и между мужчинами и женщинами, в сфере политики, экономики и законодательства, в культуре, искусстве, манере одеваться… В обществах разных стран расцветают мракобесные идеи мифических глобальных заговоров, на разных этажах власти оказываются, по сути, случайные люди, а на смену властителям дум пришли властители сумм из масс-культуры с двумя оттопыренными пальцами — указательным и мизинцем.
Конечно, со временем, после того как завершится нынешний переход человечества от прежней цивилизационной модели к новой, мир выйдет из этого состояния, и всё уляжется. Но когда наступит сей счастливый день, до какого хаоса мы прежде докатимся, и, вообще, доживёт ли homo sapiens до конца этой турбулентности, — никому знать не дано.
Но уже теперь со всей определённостью можно сказать, что человечество сумеет обрести желанную твердь под ногами, прежде всего, благодаря сильно окрепшему чувству личной ответственности. И оно будет свойственно людям так же, как сегодня неуёмная страсть к деньгам, покупкам и самообожанию.
Техника в руках дикаря
В 1960-х в СССР был необычайно популярен роман Юрия Германа «Я отвечаю за всё», завершавший трилогию о докторе Владимире Устименко (предыдущие части — «Дело, которому ты служишь» и «Дорогой мой человек»). Само название романа на время превратилось, как сейчас сказали бы, в мем. Он постоянно звучал в студенческих аудиториях, на производственных совещаниях, партийных и комсомольских собраниях…
Тогдашние пропагандисты старались приспособить «высокое чувство ответственности» в своих интересах, но в действительности таково было веление времени. Это чувство остро требовалось не только в СССР — повсюду в мире. ХХ век стал веком новых технологий, более сложной техники и несравнимо высоких скоростей. Все эти новшества вызывали восхищение, но они и пугали.
Сегодня смешно читать про то, как на рубеже ХХ века первые кинозрители, увидев короткометражку братьев Люмьер «Прибытие поезда», в ужасе бежали из зала. Тем не менее, тех людей можно понять.
Ещё вчера хулиган, пьяница, взбесившаяся лошадь, перевернувшийся на полном ходу экипаж могли убить одного, двух, в крайнем случае — трёх человек. А тут чья-то случайная неосторожность, чей-то непрофессионализм да просто элементарное разгильдяйство могли обернуться гибелью множества людей.
Так оно и случилось. Очень скоро техногенные катастрофы, аварии на автомобильных и железных дорогах, в воздухе и на воде привели к миллионам жертв. Достаточно вспомнить потрясшие в прошлом столетии всё человечество гибель «Титаника» и взрыв на Чернобыльской АЭС. Если в Наполеоновских войнах за 16 лет погибли приблизительно 3,5 миллиона человек, то в Первой мировой войне за четыре года — уже минимум 15 миллионов, а за шесть лет во Второй мировой — от 40 до 72 миллионов.
Всем этим в прямом смысле слова рукотворным трагедиям было дано множество объяснений. И в каждом случае так или иначе говорилось о человеческом факторе, то есть об ответственности. Точнее — о безответственности.
Хорошо известно высказывание Гитлера, обращённое к немцам: «Я освобождаю людей… от грязных и унижающих самоотравлений химерами, именуемыми совестью и нравственностью…» [Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. В 7 т. Т. 1. М. 1957. С. 465]. Фактически он освобождал соотечественников от ответственности. И после войны многие из них так и говорили: я не виноват, я лишь выполнял приказы…
Нет, виноват! Потому что в нормальном обществе и нормальном государстве каждый отвечает за беззаконие, в том числе и то, которое творится по чужому приказу.
Какие жертвы, кто их видел?
В XXI веке, по сравнению с предыдущим, ответственность человека многократно возросла. И будет расти дальше. Дело не только в том, что технологии стали ещё сложнее и мощнее. Качественно изменилась их роль в нашей жизни.
Для того, чтобы управлять автомобилем, а тем более поездом, судном или самолётом, необходимо пройти серьёзное обучение и получить соответствующий сертификат. Но для того, чтобы выйти в интернет, обучение требуется минимальное, и никакого документа на право работать в Сетях вообще не нужно.
Тем, кто не отягощён морально-этическими принципами, это даёт ощущение абсолютной воли и безнаказанности — «что хочу, то и ворочу!». И вот уже некие авторы, укрывшись под никами, распространяют идиотские небылицы о том, что миллиардеры задумали убить всех пожилых и бедных, отвязные подростки нагло травят свою учительницу, а отпетые мошенники размещают рекламу собственной лохотронной клиники… Техника нынешнего века в руках дикаря — оружие массового поражения.
Под ударами юных хакеров не раз оказывались крупнейшие компании (в том числе государственные) вместе со своими клиентами. Вот всего два конкретных факта из многих тысяч.
За первые два года нашего века шотландец Хэрри МакКинон взломал сотни компьютеров Пентагона и НАСА. При этом на дисплее поражённого компьютера он зажигал мстительную надпись: «Your security is crap» («Ваша безопасность — дерьмо!»). Только в военном округе Вашингтона этот хакер умудрился заблокировать 2 тыс. компьютеров, он приостановил поставки боеприпасов и уничтожил «критически важные файлы».
В 2011 году американец Коди Кретсингер взломал персональные данные 77 млн. пользователей Sone Playstation. В результате компании пришлось остановить свою деятельность на 24 дня.
А сколько раз неведомые хакеры запускали по миру вредоносные программы, которые поражали компьютеры частных лиц! Материальный ущерб и моральный вред от этих «проказ» не поддаётся учёту.
Об опасностях современной войны сказано много. Но последние достижения пока не вошли в массовое сознание. Представьте, теперь с помощью дронов можно уничтожать противника и его инфраструктуру, сидя за сотни, а то и тысячи километров от театра военных действий. Ещё через десяток-другой лет можно будет воевать, вообще не имея армии. Роботы заменят солдат в управлении танками, комплексами залпового огня, боевыми самолётами…
Война превращается в игру, войнушку. А значит, исчезает чувство ужаса, отвращения к содеянному. Взамен возникает ощущение виртуализации происходящего — кино, оно и есть кино, отвернулся от экрана к чашечке кофе, стоящей на соседнем столике, и никакой войны уже нет. И ответственность за чужие жизни не ощущается.