Проблема отцов и детей существует столько же, сколько само человечество. Но в последнее время взаимное непонимание пожилых и молодых грозит перерасти в бездну. В чём причина?
Другая цивилизация — другие люди
В 1991 году на экраны страны вышла кинокартина «Гений» режиссёра Виктора Сергеева. В графе «жанр» прокатчики указывали: «детективный фильм».
В те времена он и смотрелся как детектив. Но сейчас в этой картине проступают более серьёзные черты. В противостоянии молодых героев (Александр Абдулов и Лариса Белогурова) милицейскому следователю (Юрий Кузнецов), главе банды (Иннокентий Смоктуновский) и родителям девушки (Валентина Талызина и Анатолий Кузнецов) есть одна и та же характерная странность. Все эти уже возрастные персонажи не понимают юных героев. Речь не только о технических «проказах» «гения», речь — о непонимании того, как и почему столь непохоже на других живут оба молодых человека.
Именно из-за этого непонимания персонажи в возрасте и проигрывают молодым. И сюжетно, и по смыслу. Выражаясь нынешним молодёжным языком, старые — лузеры.
Так было тридцать лет назад.
А теперь отъедем ещё дальше вглубь истории. Вспомните роман Ивана Тургенева «Отцы и дети», который все мы изучали в школе. Он вышел в 1862 году и, без преувеличения, взорвал тогдашнюю читающую Россию.
Страна ещё стояла на пороге масштабных реформ и перехода в эпоху индустриализма, а поколение родителей — будь то интеллигенты-дворяне Николай Петрович с его братом Павлом Петровичем или помещики-обыватели мать и отец Базарова — уже тоже не догоняли.
После николаевского застоя молодой Евгений Базаров, вместо того, чтобы придерживаться «принсипов» и традиций, ниспровергал авторитеты и был активным работником в мастерской, имя которой Природа. А после коммунистического застоя «гений» Сергей Ненашев, вместо того чтобы приворовывать и глушить водку, занялся бизнесом, делал деньги и ждал, не понадобится ли всё-таки наука родной стране.
Сюжеты, в общем-то, однотипные, но проблема и вовсе одна и та же — разрыв поколений, который быстро перерастает в пропасть. А всё потому, что и в начале 1860-х, и в начале 1990-х Россия готовилась сделать первые шаги, чтобы перейти в новую цивилизационную модель, где всё незнакомо, нестабильно и люди в возрасте выглядят, словно обитатели Средневековья.
И ещё одна важная деталь. В первом случае наша страна запаздывала на многие десятилетия, во втором — уже на считанные годы.
Пришельцы из вчера
Когда-то о людях старших поколений принято было говорить: они накопили богатый опыт прошлого. Или что-нибудь в этом роде, но с неизменным уважением. Сегодня молодёжь говорит, а если не говорит, то думает: дедушки и бабушки (иногда и родители) отягощены грузом прошлого. И в этом «отягощены» никакого уважения уже не чувствуется.
Нет-нет, это вовсе не значит, будто теперь молодёжь не уважает стариков. Всё, как и в старину: кто-то уважает, а кто-то — нет. В зависимости от воспитания и культуры.
Но уважение, даже когда оно есть, — принципиально, как мне кажется, иное. Зачастую это искренняя, без прикрас любовь к родным, которые очень хорошие, очень милые, замечательные, просто краш! Вот только жаль, эти бумеры не вписываются в современную жизу.
Скажете, нашёл чем удивить? Когда нынешним пожилым было по 15-18 лет, они тоже считали, что старики не вписываются. Да, они так считали, а теперь — реально не вписываются. С полвека назад те, «кому за», не принадлежали к молодёжной субкультуре, а сейчас — вообще к современной жизни. Вот в чём разница.
И проблема не в самих новых технологиях, которые появляются с калейдоскопической скоростью и которые девчонки и пацаны осваивают на раз-два, а пожилые — со скрипом и долго или вообще машут рукой:
— А, доживу свой век и без этих ваших глупостей!
Проблема в том, что технологии оказывают качественное влияние на мировосприятие, мораль, этику поведения, сам способ мышления пользователей. И если вы решили доживать свой век «без этих глупостей», вам не понять, что творится вокруг.
Почему каким-то отморозкам разрешают выступать в соцсетях с жуткой видео-пошлятиной и загребать на этом миллионы?
Почему родная дочка, которой уже далеко за тридцатник, заявляет, что не собирается рожать, ибо хочет прожить жизнь в своё удовольствие, тем более население планеты и так намного больше допустимого?
И, наконец, как посмел соседский мальчишка, которому родители купили какой-то навороченный смартфон, чтобы контролировать, куда он таскается после школы, нажаловался в благотворительную организацию, что предки нарушают его права личности?
Какие науки юношей питают?
Старые и юные — во многом принципиально разные. Первые — были воспитаны в коллективистском духе, знают, что за всё в жизни надо биться долго и упорно, привыкли к бытовым трудностям. Вторые — индивидуалисты, не хотят годами ждать эфемерного благополучия, считают, что бытовые трудности испытывают только неудачники.
Спорить, что правильнее, — бессмысленно. Тогда, 40-50 лет назад, правильно было так, а сейчас — по-другому. Новое бытие определяет новое сознание, а новое сознание — новое бытие.
В последние несколько лет я, как литератор, много занимался так называемой детской тематикой, и могу ответственно заявить: в наши дни воспитание ребёнка в семье и школе продолжается до тех пор, пока ему не исполнится 12, максимум 15 лет. Потом — уже попытки перевоспитания. Именно попытки, потому что чаще всего они ничего хорошего не дают.
Ну чему вы можете научить своих великовозрастных дочку или сына? Уважай старших, будь честным, добрым, вежливым?.. Но всё это надо было говорить, когда ваш ребёнок ещё ходил под стол пешком. Не сотвори себе кумира, не убий, не кради, не прелюбодействуй, не произноси ни на кого ложного свидетельства?.. Но всё это было написано за тысячи лет до нас, и хорошо известно всякому, кто обучен грамоте или имеет уши.
А что ещё? Как устроен современный мир, наши дети выучивают сами и очень быстро. И чаще всего делают это лучше, чем мы, взрослые. Потому что мир этот постоянно меняется, и он всё время очень молодой, а значит, адресован прежде всего им, а не нам.
И всё-таки есть три максимы, понять которые дано именно в подростковом возрасте.
Первая: лёгкий хайп обманчив и недолговечен.
Вторая: материальное благополучие вторично, первичны готовность и умение трудиться.
Третья: престиж и материальное благополучие будет дано только тому, кто научится работать головой или руками так, чтобы про него говорили: «это золотая голова» или «это золотые руки».
Правда, к сожалению, понять это дано далеко не всем. В одних случаях понималка оказывается неразвитой, в других — плохо объясняют.
Новый патриотизм
Моя хорошая знакомая в трансе. Единственный сын объявил ей, что они с женой уезжают из России.
— Как так?! Почему?!
— Я нашёл работу в научно-исследовательском центре в Бельгии.
— Но там ведь всё чужое, никого знакомых. А здесь всё родное, своё — язык, друзья…
— Знакомые и друзья — дело наживное, английский я более или менее знаю, с французским хуже, но подучу. Главное — у меня есть профессия, и там я нужен. А здесь не нужен. По крайней мере, пока. Если потребуюсь, вернусь.
— А я как же?
— Мам, а если б мы с Веруней переехали в Москву, тогда было бы всё в порядке? Мы же не на Луну улетаем. Захочешь — приедешь, мы приедем в отпуск или даже на праздники. Не вечно же будут Запад с Россией бодаться.
…Вот вам ещё одно принципиальное несходство нынешних молодых с людьми старших поколений. Если юное дарование имеет профессию и уверено в себе, оно считает себя гражданином мира. Главное — самореализация. При этом о непатриотизме и речи быть не может. Сын моей знакомой ей так и сказал:
— Если здесь останусь, я отстану в своей профессии. Через пару-тройку лет — навсегда. Тогда и Родине буду уже не нужен.