Сакраментальное «Понаехали тут!» я слышу с самого своего рождения. Но подозреваю, появилось оно в Петербурге задолго до меня. Осмелюсь даже назвать точную дату: 16 (27) мая 1703 года.
Историки Петербурга давно доказали: большинство жителей Северной столицы всегда составляли приезжие. Наивысший показатель горожан, родившихся «на брегах Невы» был зафиксирован, как свидетельствует Н. Гайдукова, к началу 1990-х годов — 52 процента жителей [Гайдукова Н.И. Население и жилая среда Санкт-Петербурга за 100 лет //Петербургские чтения: Тезисы докладов конференции. СПб., 1992. С. 163]. А уж тех, у кого и мать и отец родились в этом городе, было ещё меньше. В том же начале 1990-х — не более 10 процентов [Там же. С. 163].
Известный специалист по истории Петербурга Александр Марголис в очень интересной полемической работе «Феномен “коренного” петербуржца: мифы и реальность» приводит динамику общей численности населения Северной столицы. Вот краткая выборка из этой таблицы, характеризующая три века населения города.
1725 г. — 40 тыс. человек
1800 г. — 220 тыс. человек
1897 г. — 1265 тыс. человек
1996 г. — 4800 тыс. человек
При этом в ХХ веке население трижды резко сокращалось. В Гражданскую войну — с 2500 тысяч до 720 тысяч, в блокаду — с 2544 тысяч до 557 тысяч, после развала СССР с 5 млн. до 4800 тыс. человек ко второй половине 1990-х годов. (Здесь надо сделать примечание: в исторической литературе встречаются и другие цифры, но различие в них не принципиальное; за исключением не известно на чём основанных данных о том, что в блокаду умерли почти полтора миллиона ленинградцев.)
Нетрудно, догадаться, что исключительно (или хотя бы преимущественно) за счёт высокой рождаемости в самом городе его население не могло увеличиться на протяжении двух первых столетий в 5 и затем почти в 6 раз, а в ХХ веке, после таких катаклизмов, — в 2 с лишним раза.
Петербург-Петроград-Ленинград-нео-Петербург всегда рос, прежде всего, за счёт приезжих. Сначала это были иностранные специалисты по набору и работные люди, пригнанные в устье Невы по царёву указу, затем — те, кто приезжал сюда работать и учиться, потому что здесь столица, потому что здесь много крупных заводов и фабрик, вузов, научных центров, музеев, театров и концертных залов, потому что это самый красивый, самый любимый город страны и живут здесь ленинградцы — культурные, приветливые и отзывчивые…
Вот только позже оказывалось, что не все местные и не всегда рады приезжим:
— Понаехали тут!
Удивляться этому особо не приходится. Когда всего не хватает — жилья, продуктов в магазинах, автобусов, трамваев и мест в детских садах, — каждый вновь прибывший кажется лишним. Тем более, если он ещё не привык к столичной жизни и отличается одеждой, говором и манерами.
Хорошо помню, как ленинградские бабушки начала 1960-х любили делать замечания на улицах, в транспорте и магазине:
— Не бросайте окурок на тротуар, для этого есть урна!
— Не кричите на всю булочную — тут глухих нет!
— В автобус входят с задней площадки, а выходят с передней. И не надо толкаться! Достаточно попросить, и вас пропустят к выходу.
А параллельно шёл вечный спор, кого считать коренными петербуржцами (ленинградцами):
— Я уже десять лет здесь живу!
— Я здесь родилась, на Выборгской стороне!
— Мои родители — ленинградцы!
— Я — коренной петербуржец в четвёртом поколении! Мой прадед родился и вырос на Песках, на Второй Рождественской, видел ещё, как строили Большеохтинский мост, который тогда носил имя Петра Великого…
Мои дедушка и бабушка совсем юными приехали в Ленинград из Витебска в 1926 году. Их дочь, моя мама, родилась уже в Ленинграде. Ну, и я, соответственно, тоже. Так что считаю себя ленинградцем-петербуржцем во втором поколении.
Вот только не пойму — да и никогда не понимал! — почему коренной житель определяется по месту рождения его предков и его самого. Если следовать такой логике, Пушкин и Гоголь, Расстрелли и Росси, Петипа и Чайковский, Мусоргский и Репин, Бехтерев и Вавилов, Райкин и Товстоногов — все они, как и десятки других выдающихся деятелей культуры, науки, искусства, для моего родного города всего лишь приезжие?
На мой взгляд, даже если твой пра-пра-прадед появился на свет в том городе, где ты теперь живёшь, будь то Петербург, Москва или Кинешма, — это ещё не повод гордиться собой. Вот если ты сам достоин своей родины, если ты сам хоть что-то дельное для неё сотворил — ты её коренной житель. Ну, а если нет — извини…