Почему наши дети такие жестокие?

Сергей Ачильдиев
Ноябрь28/ 2022

О высоком уровне детской и подростковой преступности в нашей стране говорят уже давно и постоянно. Но, несмотря на все меры ничего, к сожалению, не меняется. Почему?

Типичные случаи

Вот эпизод из недавней криминальной хроники ноябрьского Петербурга.

В вечернее время на Богатырском проспекте подросток избил железным прутом другого подростка. Бил по голове, по телу, по ногам. Друзья напавшего его не останавливали. Наоборот, увлечённо снимали всю эту сцену на видео. Истязатель — из вполне благополучной семьи, учится в гимназии. Избитый за помощью к медикам не обращался.

Я выбрал именно этот эпизод, потому что он из наиболее распространённых. Издевательство, жестокое избиение сверстников или тех, кто помладше, а также пенсионеров, бомжей — наиболее типичны для нынешней преступности несовершеннолетних. К тому же в данном случае все живы, дело обошлось без увечий, ребята снимали видео, ведь это прикольно.

И я не удивлюсь, если проверка, которую, как сообщается, начали проводить полицейские, выявит, что случившееся — всего лишь спектакль для того самого видео, чтобы собрать побольше лайков. Нет, избиение, наверное, было всамделишное, но не по злобе, а так, для развлекухи.

Однако бывает — и нередко — по-настоящему, взаправду.

В самом конце октября в городе Заволжье Нижегородской области  трое парней, двоим из которых 15 лет, избили мужчину за якобы украденный в магазине  гамбургер. От полученных травм мужчина скончался. Сцену избиения с хохотом и кривляньем снимали на видео проходившие мимо школьники.

В ноябре в той же Северной столице попались трое подростков, которые, угрожая ножом, сняли с ученика 4-го класса обувь. Причём, как выяснилось, это уже не первый подвиг троицы — ранее они у того же мальчишки отобрали толстовку с надписью «Правый берег». Причина обоих грабежей — пострадавший носил «неправильную» обувь и одежду.

Опять-таки в ноябре в Красноярске 16-летний парень за один вечер умудрился отметиться трижды. Выкрал оружие, угнал автомобиль и совершил убийство.

…Нет сил продолжать эту осеннюю хронику безудержной жестокости, равнодушия и откровенной глупости.

 

Простые решения

Как было сказано на совещании в Следственном комитете страны, которое проводилось той же нынешней осенью, за первые девять месяцев этого года несовершеннолетние совершили свыше 16 тысяч преступлений. В среднем получается почти 2 тысячи ежемесячно.

При этом каждое третье преступление, по меркам Уголовного кодекса, является тяжким или даже особо тяжким. В итоге за те же девять месяцев следователи отправили в суды около 5 тысяч уголовных дел по обвинению 6 тысяч подростков.

Какие преступления наиболее часты? Вот статистика: 59 процентов уголовных дел — хищения чужого имущества, 14 процентов — незаконный оборот наркотиков, ещё 4 процента — преступления на сексуальной почве.

Казалось бы, тут всё понятно. Ребята из малообеспеченных семей хотят жить, как в богатых семьях, а потому неустойчивая психика толкает их на грабежи  и кражи. Наркотики — бич нашего времени, и одной полиции тут не справиться. Ну, а что касается секса, родители должны следить за своими детьми, когда у них начинает играть тестостерон, и объяснять, что такое «возраст согласия» и что бывает за насильственные действия…

И ещё один статистический показатель: в последнее время темпы роста преступности несовершеннолетних в два с половиной раза выше, чем взрослых.

Собирая материал, чтобы писать эти заметки, я составил наиболее распространённые объяснения преступности детей и подростков.

Первое. Во всём виноваты интернет и телевизор. Там агрессивность просто зашкаливает. А потому её надо законодательно ограничить, но лучше вообще запретить.

Второе. Родители и школьные педагоги должны нести прямую ответственность за своих детей, нарушивших закон. Таких мамаш-папаш следует лишать родительских прав, а учителей наказывать, вплоть до увольнения с волчьим билетом.

Третье. Во всём виноват глобализм. Все эти моды на наркотики, стрельбу в школах и колледжах идут оттуда, с Запада.

Четвёртое. Юные преступники почти всегда в бедных семьях. Вот за ними и надо следить прежде всего.

Пятое. Молодёжь совсем избаловалась. Драть их надо и заставлять работать. Хорошее наказание и труд до седьмого пота — лучшие воспитатели.

Если вы согласны со всеми пятью тезисами, должен вас огорчить — эти простые решения мало что дают, а в иных случаях и вовсе ошибочны.

Дети были излишне агрессивны и в СССР, только тогда об этом не писали и не говорили в открытую. Так что борьба с интернетом и теперешним «телененавидением», а также с тлетворным влиянием Запада и глобализмом вряд ли поможет. Запреты вообще плохой помощник.

Родители и педагоги, конечно, обязаны отвечать за преступления детей, причём, когда положено — и по закону, но обвинять их всех без исключения в плохом воспитании и халатности нельзя.

Юные преступники вовсе не всегда из бедных семей. Немало и таких, у кого состоятельные и даже богатые родители.

Трудовое воспитание у большинства детей на самом деле есть, и оно такое, что взрослые на их месте взвыли бы и объявили забастовку. Пять-шесть уроков в день, контрольные и домашние задания — это что, отдых?

Ну, а по поводу того, чтобы драть детей, как сидоровых коз, нечего и говорить. Ещё давным-давно было сказано: «это не наш метод».

 

В чём сила, сын?

Уверен, в действительности жестокость наших детей — явление вторичное. Они такие потому, что жестоки мы, взрослые. Это мы, чуть что, сразу переходим на крик, оскорбления, ругань, распускаем руки и хватаемся за всё тяжёлое и острое, что попадётся на пути.

Нередко дети ещё с младенчества, в родном доме, привыкают к тому, что мама с папой то и дело выясняют, кто тут в доме главный, а, поскольку у папы плечи шире и кулаки круглее, он, как правило, и оказывается хозяином положения. Наука нехитрая — ори громче и не стесняйся бить! Тем более в своё время закон о декриминализации семейного насилия многим папам пришёлся как нельзя кстати.

Свой вклад в детскую агрессивность вносит и система школьного образования. Учебные программы год от года становятся всё насыщеннее и сложнее. Не каждый ребёнок способен за ними поспеть. В начальной школе он ещё старается быть наравне с другими ребятами, но уже в пятом-шестом начинает отставать, а в седьмом-восьмом становится безнадёжным. В школе его ругают учителя, дома — родители, в классе он превращается в изгоя. И что ему делать, как не объединяться с другими такими же? Так образуются сомнительные компашки, где самоутверждаются не силой знаний, а силой безбашенности.

Признайтесь себе: вы когда-нибудь пытались объяснить своему ребёнку, что на самом деле разговор на повышенных тонах, грубость, хамство, рукоприкладство — признаки слабости, а добрая улыбка, открытость и готовность к компромиссу — свидетельство силы? Нет? Тогда чего же вы хотите?

 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

11 − два =