Кто возродит «Невский бульвар»?

Скоро десять лет с тех пор, как газета «Невское время», где я имел честь служить одним из редакторов, предложила превратить Невский проспект (от Мойки до Фонтанки) в пешеходную зону…

Сегодня про этот проект мало кто помнит. Хотя в 2014-м он, как принято говорить, произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Видные деятели культуры Петербурга на страницах нашей газеты были всецело «за», заядлые автомобилисты на нашем сайте — «против», и только работники Смольного хранили молчание — скорее всего потому, что не имели сей счёт никаких указаний сверху.

Между тем идея была не только здравая, но и очень красивая.

Не надо быть крупным провидцем, чтобы понимать — в будущем, раньше или позже — всё равно придётся отдать центр Северной столицы пешеходам. По этому пути уже вынуждены были пойти многие мегаполисы мира — Сан-Франциско, Копенгаген, Вашингтон, Амстердам, Лондон, Париж, Сеул…

Авторы нашей газеты предлагали в центре Невского возродить аллею лип, которая существовала в первой половине XIX века, и таким образом превратить проспект в бульвар.

Помните, у Александра Сергеевича: «Надев широкий боливар, / Онегин едет на бульвар / И там гуляет на просторе». Вот и петербуржцы, а также гости города теперь, в первой половине XXI века, могли бы гулять по Невскому на просторе, а не только по тротуарам, которые летом становятся очень узкими из-за вынесенных наружу столов и стульев кафе и ресторанов. При этом вдоль тех же тротуаров газета предлагала оставить место для проезда общественного транспорта и машин экстренной помощи.

Петербург уже начал высвобождать центр от автомобилей, достаточно вспомнить начало Большой Морской улицы от Арки Главного штаба до Невского проспекта, Малую Конюшенную, Малую Садовую… Когда-то часть горожан были категорически против превращения этих улиц в пешеходные зоны, а сегодня трудно себе представить, как может быть иначе.

Но эти прилегающие улицы и прежде не имели большого значения для транспорта, поскольку не ведут к другим мало-мальски важным проспектам или набережным. А тут — Невский проспект! Как же лишить машины возможности проезда по главной магистрали Петербурга? Ведь это вызовет неминуемый транспортный коллапс во всём центре города!

Да, Петербург устроен неправильно. Слишком часто, куда бы вы ни выбирались из своего спального района, вам приходится ехать через центр. Неважно, едете вы на общественном транспорте или на своём автомобиле. Тем не менее, особо крупных пробок на Невском не наблюдается. Несмотря на обилие автобусов и троллейбусов, и даже в часы пик. Дело в том, что многие петербуржцы, если им надо попасть в центр, давно уже предпочитают ехать не на своей машине, а на метро, автобусе и троллейбусе. Так удобнее, дешевле и меньше головной боли с парковкой.

Думаю, если позволить проезжать по Невскому на собственном авто лишь тем, у кого на ветровом стекле есть пропуск, подтверждающий, что имярек проживает здесь или на одной из прилегающих улиц, — нововведение не вызовет заметного недовольства. А вот тех, кого такое новшество обрадует, будет очень много.

На Невском проспекте всегда, с утра до позднего вечера, полно народу. Одни спешат по своим делам, другие гуляют, третьи здесь работают. И все — в постоянном смраде от выхлопных газов. Как, собственно, и находящиеся тут же памятники и здания, для которых Невский — тоже крайне агрессивная среда. Специалисты по охране монументов и фасадов домов приведут вам немало примеров разрушения их подзащитных из-за автотранспорта и сопутствующих ему зимой соли и реагентов.

По данным статистики, к концу прошлого года численность автотранспорта в Петербурге сократилась на 11 тысяч единиц. В сравнении с тем, что было в 2021 году — 2 млн. 751 тыс. 223 автомобиля, — это не так много. Но в нынешнем году и, надо думать, в следующем процесс продолжится.

Этому есть понятные причины — политические и экономические. Но сейчас речь не о причинах — о реальных фактах. А они таковы: в центре Петербурга машин тоже становится меньше, даже самые заядлые автовладельцы, повторяю, всё чаще предпочитают не садиться за руль, чтобы ехать в центр Петербурга. Но со временем численность автомобилей наверняка вновь возрастёт. Автопродавцы уже теперь констатируют рост продаж, пока, правда, небольшой.

Всё это говорит о том, что именно сейчас наиболее благоприятный момент для возрождения проекта «Невский бульвар». Сегодня реализация такого проекта вызовет наименьшую остроту дебатов, а завтра Невский проспект перестанет задыхаться от смога и грохота двигателей.

Мне остаётся добавить, что автор этих строк является автолюбителем с 30-летним стажем.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

три × три =