Почему наши современники верят в то, чего на самом деле не существует? Почему они придумывают себе страшилки, которых нет и быть не может? Наверное, им это нужно. Зачем?
Верю — не верю
Кто из нас в детстве не боялся темноты! Почему? А потому, что в темноте прячется кривой дядька, чёрт с кочергой, бабка Ёжка, злой волк-волчище…
— Ну-ка, посмотри, — говорила мама, зажигая свет, — никогошеньки нет!
— Да-а, на свету нет, но в темноте есть!.. — отвечали мы, опасливо высовывая голову из-под одеяла.
Детство давным-давно ушло, а страхи и суеверия остались. Вот результаты недавнего социологического исследования, проведённого ВЦИОМом:
— 28 процентов россиян верят, что отдельные граждане могут предсказывать судьбу;
— 25 процентов верят, что есть такие люди, которые способны колдовать и наводить порчу;
— 15 процентов верят гороскопам, астрологическим прогнозам и советам астрологов;
— 12 процентов допускают возможность общения с душами умерших.
Если кто-то думает, будто таковы лишь жители России, он глубоко ошибается. Аналогичные показатели встречаются и в других странах — даже в самых экономически, политически и культурно развитых. И даже в этих странах проценты бывают и повыше, чем у нас.
Антинаучные знания
Как же средневековые представления могут уживаться в головах нынешних людей, имеющих современное образование и постоянно пользующихся современными чудо-технологиями?
Запросто. И уживаются в головах не только средневековые представления, но и новые мифы, тоже, конечно, не имеющие с наукой ничего общего.
Совсем недавно, в нулевые годы, когда на приграничных территориях Франции и Швейцарии собирались запустить Большой адронный коллайдер (БАК), способный разгонять протоны и тяжёлые ионы до космических скоростей, в разных странах тысячи людей утверждали, что делать этого ни в коем случае нельзя, поскольку в результате Земля непременно сойдёт с орбиты, и мы все погибнем.
В последние годы не меньше людей с тем же маниакальным упорством верили в разрушительную силу пятого поколения мобильной связи — 5G. Разъярённые толпы и у нас в стране, и за рубежом не давали поставить вышки для мобильной связи и крушили те, которые уже поставили. Только в Европе сожгли около полутора сотен (!) таких вышек. А всё потому, что они якобы будут облучать людей смертельными лучами. В итоге Россия решила, что операторы связи пока не будут переходить на технологию 5G. Но вовсе не потому, что это будто бы опасно, а сугубо в военных целях.
Конечно, все эти «народные борцы» никак не были связаны ни с физикой элементарных частиц, ни с технологиями мобильной телефонии. Но при этом были свято уверены в своей правоте.
Модный в наше время израильский историк и футуролог Юваль Харари считает, что «новейшие технологии XXI века обещают породить ещё более могущественные мифы…», чем те, что были в ХХ веке. Да и как иначе! Ведь если тогда всякие ужастики выдумывала соседка баба Нюра, бульварная пресса да службы безопасности, работавшие по обе стороны железного занавеса, то сегодня эту задачу круглосуточно выполняют интернет и социальные сети, которыми охвачены около 100 процентов технологически развитого мира.
Чингисхан с интернетом
Термин «мифологическое сознание» ввёл в научный оборот Алексей Лосев (1893–1988), выдающийся русский учёный, поистине ренессансная личность — философ, историк, филолог, лингвист, культуролог, математик, писатель…
Мифологическое сознание можно критиковать, с ним можно бороться, но оно было присуще человеку всегда, от самого появления homo sapiens и до наших дней. Даже те, кто считает себя закоренелым материалистом, на самом деле тоже не чужд мифологического сознания. Кто-то старается не бронировать в самолёте кресло №13, кто-то стучит по деревяшке, прибавляя «не дай Бог», а кто-то не любит, когда ему перебегает дорогу чёрная кошка.
Обычно люди придумывают мифы, чтобы объяснить то, чего не понимают. Древние греки, не знавшие электричества, увидев сверкнувшую молнию и заслышав раскаты грома, говорили, что это Зевс едет по небу на своей колеснице. А мы, узнав, что в ближайшем магазине подскочили цены на мясо, спешим обвинить в этом главу Центробанка и министра финансов.
Мифы бывают разные.
Безобидные — например, о том, что если во время беременности принимать витамины, родится девочка.
Хорошие, полезные — это прежде всего героические мифы, свойственные всем народам, вошедшие в историческую память, и пересматривать их с точки зрения правдивости — как это было недавно с подвигом 28 панфиловцев — непозволительно.
Но есть и вредные, даже очень вредные мифы — они искажают восприятие действительности и нередко превращают людей в зомби, своего рода сектантов.
Согласитесь, если мать с отцом всерьёз верят в астрологов, гадалок или нумерологию, — в такой семье у ребёнка гораздо меньше шансов стать учёным, а женщина с онкологическим заболеванием, всецело доверяющая знахарям да шаманам и не признающая медицину, не сумеет одолеть свой недуг.
…Беда, как водится, не в самих мифах, а в нас самих. Когда мир благодаря появлению всё новых технологий быстро усложняется, а множество людей продолжают жить с устаревшим менталитетом, это грозит уже не отдельным людям, а большим сообществам и даже всей цивилизации. Чингисхан с интернетом — оружие массового поражения.
Недаром в народе говорят:
— Техника в руках дикаря — это смертельный номер.