Этот город отыщется далеко не на каждой карте. Он очень молод, ему всего 60 лет. И совсем небольшой — 15 тысяч человек. Но важны не возраст и число жителей, а сами люди, которые там живут.
В последний момент выяснилось, что обе гостиницы города переполнены. Одну заняли командированные, приехавшие на стоящую неподалёку Кольскую АЭС, а другую — спортсмены, прибывшие на какие-то соревнования. Так что пришлось спешно снимать в Зорях квартиру на неделю.
В этом факте оказалось немало важного и хорошего. Во-первых, сразу можно было сделать вывод, что в городке, находящемся в далёкой Мурманской области, за Полярным кругом, жизнь кипит. А во-вторых, дом, в котором мы поселились, только снаружи выглядел ничем не примечательным — обычная кирпичная пятиэтажка. На самом деле это первое жилое здание города, которое заселили в 1968 году.
Адрес этого здания тоже особенный — Нивский проспект, 9. Когда-то это была был первая магистраль будущего города, и названа она в честь местной реки Нива, а точнее — в честь Невы и Невского проспекта, потому что среди строителей было много ленинградцев.
Главное впечатление о нынешнем городе — чистый, ухоженный, что редко встретишь в мегаполисах, причём не в одних лишь российских, но и зарубежных. Причина не только в том, что в маленьком городе легче навести порядок. Многое — даже очень многое, как мне говорили, — делали сами жители. Так, на расчистку леса, который спускается к живописному озеру Имандра, выходили чуть не всем городом, от мала до велика. И некоторые стройки — к примеру, здания городской Центральной библиотеки — вели тоже на общественных началах. А когда сам что-то сделал-построил, то, вполне естественно, считаешь это своим и относишься как рачительный хозяин.
Вообще, история Полярных Зорь — это во многом история энтузиастов, людей творческих, ищущих, умеющих нестандартно мыслить.
По сей день в городе гуляет легенда о том, как в декабре 1964-го с поезда сошёл никому не известный человек с маленьким чемоданчиком и, явившись в поселковую администрацию, заявил, что прибыл для организации строительства атомной электростанции.
— Как, один, без людей, без техники?!
Николай Иванов, как было прописано в его документах, в ответ рассмеялся. И тут же расклеил написанные от руки объявления, в которых говорилось, что требуются рабочие любых строительных специальностей. Так началась стройка, которая потом стала одной из крупнейших в СССР и Европе и в которой участвовали тысячи людей.
А как отапливать первых новосёлов, если нет ещё ни котельной, ни теплоцентрали, а заполярная зима не ждёт? Нашли выход, который людям с традиционными подходами к решению технических задач никогда не пришёл бы в голову. Первые жилые дома в Полярных Зорях отапливал… паровоз, который притащили и поставили во дворе.
Да и само название города родилось не в чиновничьих кабинетах, а в ходе творческого конкурса, в котором участвовали все желающие. Поначалу его называли просто Новый город. Но когда объявили конкурс на официальное имя города, посыпались свыше сотни предложений — Радужный, Лучегорск, Светокольск, Кюри, Кольский, Верхненивский и даже Запевск, что должно было означать «заполярная атомная плюс электрификация всей страны».
Потом по каждому предложению голосовали, и выяснилось, что больше всех голосов набрали «Полярные Зори» — наверное, потому, что в них ощущалась романтика 1960-х. Но самое примечательное случилось после этого: городское начальство на глазах у всех присоединилось к большинству.
Кстати официально своё новое имя город обрёл 20 декабря 1973 года, а значит, совсем скоро полярнозорцы (именно так с тех пор именуются жители города) будут отмечать полувековой юбилей своей малой родины.
Надеюсь, праздник выйдет на славу. Поверьте, так думать у меня есть веские основания. Я был участником Дня пожилого человека, который горожане отмечали в своём прекрасном Дворце культуры. За столиками не было свободных мест. А впереди — танцевали, пели, разыгрывали смешные диалоги. Потом угощали всех вкусными блинами, и хозяйки-садоводы участвовали в конкурсе «У кого самое вкусное варенье?», и это варенье могли отведать все желающие.
Я тоже отведал, и не раз. Как заядлый сладкоежка и большой поклонник этого блюда, могу засвидетельствовать: черносмородиновое, клубничное, крыжовенное и прочее, и прочее — всё варенье было такое, что пальчики оближешь. Будь я председателем жюри, приз отдал бы всем мастерицам, создавшим такую вкуснятину!
И вообще, за эту неделю мне удалось перезнакомиться едва ли не с половиной города.
Выступал в Центральной городской библиотеке, во Дворце культуры, в волонтёрском обществе «ДоброЦентр», а ещё — в гимназии и двух школах, одна из которых находится по соседству с Полярными Зорями, в населённым пункте с удивительным названием Африканда. Рассказывал о героях своих публикаций, о том, как работал над своими документальными повестями о детях Великой Отечественной войны, о том, почему далеко не всегда мы умеем пользоваться нашим великим богатством, русским языком, и почему нельзя разговаривать матом, обсуждал со школьниками, что такое мужество, страх и трусость, долг и доброта, равнодушие и совесть…
Где-то было много вопросов, где-то мало, но всюду слушали с интересом, и явственно чувствовался контакт с залом. Такое случается нечасто, когда ты на одной волне с десятками людей разного возраста и разных профессий. И прежде всего за это я благодарен жителям Полярных Зорь!
На фото вверху: Во Дворце Культуры Полярных Зорь празднуется День пожилого человека
Фото автора