М и Ж в повседневном неглиже

Не могу согласиться с глубокоуважаемым Львом Николаевичем. Чаще, по-моему, бывает наобороткаждая счастливая семья счастлива по-своему, а все несчастливые семьи похожи друг на друга.

 

Перед полётом в космос психологи долго, с пристрастием проверяют будущих членов экипажа на совместимость. Ещё бы, ведь космонавтам предстоит несколько месяцев провести вместе. Молодые женятся, собираясь провести вместе всю жизнь. Но при этом он довольствуется тем, что у неё отличная фигура и высокая грудь, а она — тем, что у него красивая улыбка и сильные руки.

Неудивительно, что космонавты зачастую и после полёта остаются друзьями на всю жизнь, а юные муж с женой через год-другой разводятся.

Удивительно другое: немало пар доживают в браке до глубокой старости. Да, нередко цапаются, даже ссорятся, причём серьёзно, с диким ором, страшными обвинениями и хорошо, если не с рукоприкладством. А потом он или она отъезжают к своим родителям или к другу (подруге) — навсегда, «чтобы никогда в жизни тебя больше не видеть!». Но через неделю съезжаются вновь, потому что не могут друг без дружки.

«Причины развода бывают на удивление малосущественны. Муж постоянно свистит. Или — напевает в уборной. Или стрижёт за обедом ногти… Жена злоупотребляет косметикой. Отказывается перечитывать Гюнтера де Бройна. Неумеренно восхищается Джоном Траволтой…». Это Сергей Довлатов. Он знал, о чём говорил, — недостатка в женщинах у него никогда не было. К тому же иные женщины, очевидно, мечтали выйти за него замуж, а иначе зачем было рожать ему детей?

Статистика разводов в России чудовищная: из 10 браков распадаются 7. Неужели все или, по крайней мере, большинство — из-за «малосущественных причин»?

Специалисты давно уже подвели под эти показатели научную базу — финансовые трудности, отсутствие своего жилья и вынужденное проживание с родителями, психологическая неподготовленность к семейной жизни… Всё так. Но есть и другие обстоятельства — личные, гендерные, перенятые в детстве от отца с матерью…

ОН: «Я — мужчина!». Это однозначно подразумевает «я во всём — главный». В реальности эта «главность» начала стираться ещё лет сто назад, а в конце прошлого века стёрлась окончательно.

Чаще всего жена зарабатывает не меньше, а то и больше, потому что пока ты прогуливал школьные уроки и университетские лекции, пил с парнями пиво пополам с водкой и смотрел футбол, твоя будущая жена корпела над учебниками. А кроме того, у неё нет мужских амбиций, и она готова трудиться даже на малопрестижной должности.

Более того, теперь мужчина в доме не очень-то и нужен. Что, поменять колесо в машине? повесить в коридоре светильник? решить, какой купить ноутбук? На всё это имеются службы сервиса и всезнающий интернет. Да сегодня даже родить ребёнка можно, не имея мужчины, были бы деньги.

И попробуй только уйти на встречу со своими дружбанами, кинув жене: «Ну, у нас сегодня встреча с пацанами, так что пока». И попробуй вернуться за полночь, провоняв пивом и табаком. Дома тебе всё объяснят — и кто ты такой на самом деле, и кто на самом деле она, и сколько стóит её молодость, и что такое предательство… И тогда ты поймёшь, что, если ещё раз так загуляешь, можешь остаться один-одинёшенек. А если не поймёшь — останешься наверняка.

ОНА: «Я — женщина!». Этот мем в воображении многих жён служит синонимом Солнца, вокруг которого вращаются все большие и малые планеты. Частенько он мешает вчерашней невесте забыть, что она живёт уже не с мамой (даже если в мамином доме), а с мужчиной, который ещё вчера был лишь «моим парнем», а сегодня — муж. И это значит, что он не должен видеть тебя раздражённой, не накрашенной, в выцветшем халате и стоптанных домашних тапочках. Хотя бы потому, что диссонанс со вчерашним слишком велик, а перспектива сталкиваться со всем этим каждое утро в ближайшие двадцать лет может напугать даже самого психологически устойчивого мужчину.

И не надо тыкать ему в нос тем, что ты бежала домой с работы, чтобы приготовить обед, а он живёт на всём готовеньком. Не надо попрекать его тем, что за весь месяц он не удосужился хотя бы раз вымыть пол в коридоре. Не надо добивать тем, что он сегодня не поинтересовался, как она себя чувствует. Всё это не работает.

Меня всегда изумляло, почему дети и подростки, наблюдая изо дня в день мать с отцом, в тайне дают себе клятву: «Я никогда таким (такой) не буду!», — но потом, когда вырастают и создают свою семью, в точности копируют родителей:

— Что я тебе, уборщица, всюду за тобой подтирать?!

— Сколько можно болтать по телефону?!

А следом нескончаемые выяснения, кто прав, кто главней, кто больше любит…

Впрочем, есть ещё одна причина появления несчастных семей, тоже общая и, может быть, даже главная. Нет у нас в народе — и это не мной замечено — прочно укоренившейся культуры уступать друг другу. Нет привычки вовремя улыбнуться и сказать:

— И я не такой плохой (плохая), и ты ещё лучше, чем о себе думаешь. Дай, я тебя поцелую.

…Так, может, сегодня читающие эти строки мужчины — к вам обращаюсь я, друзья мои! — предпримут над собой неимоверное усилие и начнут уступать жене? Всё-таки надо кому-то начинать, тем более накануне 8 марта.

Post scriptum. Считаю своим долгом сообщить, что автор этого эссе и его жена в прошлом году отметили золотую свадьбу.

 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

четыре × 2 =