Подходят к концу Святки, один из самых красочных и любимых русскими праздников. Президентская библиотека знакомит с книгами, рассказывающими о святочных забавах, многие из которых не потускнели до сих пор.
«Никакой народ не представляет нам столько забав на Рождественские праздники, как наш Русский, который, благодаря Богу, ещё не очужеземился. Дотоле он будет своим, доколе будет одушевлён народным чувством», — пишетАлександр Терещенко в электронной копии книги «Быт русского народа. Святки».
Святками принято считать двенадцать праздничных дней «от звезды и до воды» —с 6-го по 19 января, то есть с Рождества и до Крещенья, от появления первой звезды в канун Рождества Христова и до крещенского освящения воды.
«Самое празднование Святок, вероятно, перешло к нам из Греции или с юго-запада, — предполагает Иван Божерянов в своём фундаментальном исследовании «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу» (1894), — так как у древних греков, при переходе старого нового года к новому, мужчины плясали в женских платьях, а женщины — в мужских… Готические святочные игры отправлялись в присутствии самого императора».
Как видим, прежде чем перейти к русским обычаям, Иван Божерянов делает экскурс в рождественские традиции европейских народов. В Голландии был обычай, что сторож на протяжении восьми дней до Рождества Христова и восьми дней после, «возвещая поутру о пробитии часов, советывал жителям есть кашу с изюмом и мёдом». Жители Англии танцевали и пели на улицах несколько ночей кряду. В Рождество следовало обязательно поклониться яблоням, чтобы привлечь богатый урожай. Ещё англичане жгли особые толстые свечи, которые должны были гореть всю ночь, не гаснуть — иначе быть беде…
«Святки на Руси, — по Божерянову, — праздновались издревле — доказательством тому служат «Кормчая книга», «Стоглав» и «Домострой», которыми запрещались «еллинские беснования» и другие забавы: «Св. отцы не повелевают мужам ни лиц же косматых возлагати на ся, ни козлих, ни сатирских. Косматая убо лица суть поругание неким ухищренна; козля же яко жалостна и на плач подвигающа».
И Божерянов, и Терещенко отмечают особый настрой и молодечество, присущие русским Святкам, они проявляются «в радостном разговоре, радушном приёме, красивой одежде и в избе, оглашаемой песнями, — читаем в электронной копии книги «Быт русского народа. Святки». — Чувство девушек занято ещё более. Каждая из них думает тогда проникнуть в свою судьбу; узнать наперёд своего суженого, и будет ли она счастлива с ним».
Гадания и ворожба на суженых — одна из самых неумирающих святочных традиций. В народе из поколения в поколение передают способы узнать свою судьбу: с помощью зеркала, расплавленного воска, гребня и даже бросания обуви. В книге Терещенко приводится следующий вариант: «По деревням ворожат девицы: около полуночи они выходят на двор, и с которой стороны залает собака, с той стороны и ждать суженых».
А ещё в той же книге рассказывается, что девушки особенно любят гадать на фигурки, вылепленные ими из хлеба. Перед Новым Годом, после ужина, каждая девушка лепит из оставшегося у неё куска хлеба изображение или фигуру, какую хочет; потом собирают все фигурки и раскладывают на пороге избы. После чего кличут какую-нибудь собаку, и допускают её к фигуркам. «Чью прежде она схватит — той выйти замуж».
Святки праздновались всеми, но в основном это праздник молодёжи.
Церковь смотрела на святочные забавы сквозь пальцы. Для потешных и забавных игр парни и девушки загодя готовили маски зверей и птиц, шутовские одеяния. Рядились, как кому хотелось, и в масках с шутками-прибаутками колядовали: обходили дома, исполняли величальные, обрядовые песни о том, как родился Христос, как в гости к хозяину пришли Божьи посланники и другие, плясали, поздравляли хозяев.
Основная цель колядования – пожелание счастья, богатства и хорошего урожая. У русских колядки, как правило, предназначались всей семье в целом. Например, в Тверской губернии исполняли такую святочную колядную песню, обнадеживая хозяев сказочным урожаем:
Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку.
А дай, Бог, тому,
Кто в этом дому,
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста и т.д.
Ещё одну прекрасную традицию вспоминает Александр Терещенко в своём исследовании: «Во время колядских дней забывали застарелую вражду, примирялись и вступали в новую дружбу. Повсюду господствовало гостеприимство, разнообразные обдаривания и приглашения на пиршество».
Наши предки мудро полагали, что «В день свят суеты спят», а кроме того «Лето для старания, а зима — для гуляния». Умел, однако, русский народ и поработать, и повеселиться.