Николай I. Как служить России?

222 лет назад родился Николай I. Портал Президентской библиотеки знакомит с подборкой оцифрованных книг и документов, рассказывающих об одной из самых противоречивых фигур российского самодержавия. 

 

В эту подборку, которая является частью масштабной электронной коллекции «Династия Романовых. Земский собор 1613 года», насчитывающей около 900 единиц хранения, вошли редкие старинные издания и современные исследования, биографические очерки и воспоминания современников, а также личная переписка царя и его воспоминания. 

Особый интерес, пожалуй, представляет драма «Император Николай I» Г. Панюрина (1908), в которой в качестве действующих лиц выведены поэты Александр Пушкин и Василий Жуковский, декабрист Пётр Каховский, министр иностранных дел Карл Нессельроде, начальник Третьего отделения Александр Бенкендорф, выдающийся реформатор Михаил Сперанский и другие исторические личности эпохи. Автор постарался за счёт богатства персонажей драматургическими средствами передать всю запутанную напряжённость событий вокруг 14 декабря. 

«Чем крупнее историческая личность, тем труднее грядущим поколениям отличить правду от лжи и воссоздать в своём воображении благородный образ государственного или общественного деятеля», — читаем в исследовании «Император Николай» (1894). И далее автор, обозначивший себя псевдонимом Николай, раскрывает обстоятельства, предопределившие судьбу императора: 

«Сила предугадывает силу, что оправдывается многими примерами. Императрица Екатерина II, посетившая Гатчину в день рождения будущего самодержца, по возвращении говорила своим приближённым: “Я бабка третьего внука, который, судя по необыкновенной силе, которою он одарён, кажется мне предназначенным царствовать несмотря на то, что у него два старших брата”. Это было сказано в шутку, как любила подчас при торжественных случаях говорить остроумная императрица. Никто не придал этим словам значения пророчества, но через несколько десятков лет капризная судьба превратила шутку в серьёзное». 

У Александра I не было детей, и по закону после него императором должен был стать его старший брат, цесаревич Константин Павлович, однако тот добровольно отказался от престола. Право наследовать трон перешло к Николаю Павловичу.  

Детство его было омрачено убийством отца-императора Павла I в специально отстроенном для него Михайловском замке. Переезд сюда из роскоши Зимнего дворца дети восприняли болезненно. В электронной копии книги «Воспоминания о младенческих годах императора Николая Павловича, записанные им собственноручно» (1906) можно прочесть следующее: 

«Помню, что всюду было очень сыро и что на подоконники клали свежеиспечённый хлеб, чтобы уменьшить сырость. Всем было очень скверно, и каждый сожалел о своём прежнем помещении, всюду слышались сожаления о старом Зимнем дворце. Само собою разумеется, что всё это говорилось шёпотом и между собою… Я помню, что тогда говорили об отводе Зимнего дворца под казарму, это возмущало нас, детей, более всего на свете». 

День убийства императора Павла передан глазами ребёнка: 

«Мы заметили в окне, на подъёмном мосту под церковью, караулы, которых не было накануне. Никто из нас не подозревал, что мы лишились отца; нас повели к матушке, и вскоре мы отправились в Зимний дворец… Для нас было счастьем увидеть наши комнаты и, должен сказать по правде, наших деревянных лошадок, которых мы там забыли».  

И вот 14 декабря 1825 года. «“Какое начало царствования!” — сказал Император вышедшей к нему у дворца Императрице. Грустное и тягостное безмолвие было красноречивейшим ответом», — так передаёт трагическую атмосферу того дня А. Магам в книге «Император Николай I и его царствование» (1859). 

После подавления восстания Николай Павлович начал с преобразований. Прежде всего, он провёл реформы военного и гражданского судопроизводства, существенно повысил роль Правительствующего Сената, ослабленного при Александре I влиянием Государственного совета; укрепил правосудие. 

За тридцать лет правления страной (1825–1855) Николай I ещё больше увеличил огромную территорию империи, присоединив к ней обширные районы на Кавказе, в Средней Азии, на Дальнем Востоке. При Николае, получившем инженерное образование, Россия впервые начала превращаться из сугубо аграрной страны в промышленную. Стали открываться предприятия разных специализаций — от производства различных сплавов и станков до изготовления фарфора. Была построена первая железная дорога — Царскосельская, а позднее появилась Николаевская железная дорога, связавшая Петербург и Москву. В Петербурге были учреждены Военная академия, Инженерное училище, Училище правоведения, Технологический институт, два кадетских корпуса… 

Однако темпы происходящих перемен устраивали далеко не всех. В электронной копии сборника «Материалы для истории царствования императора Николая Павловича» (1880), состоящего из статей В. Штейнгеля, М. Лунина, Н. Мельгунова и П. Чаадаева, изданного по соображениям цензуры в Веймаре, изложено мнение, противоположное оценкам апологетов существовавшего строя: 

«Основная мысль нашей политики последних 30 лет, внутренней и внешней, родилась не на русской почве; она заимствована у Австрии. Полное всестороннее её введение у нас принадлежит царствованию императора Николая. Главные черты этой системы, как известно, сохранение донельзя государственного устройства с помощью войска, онемечение по возможности своих негерманских подданных с помощью бюрократии». 

Крупной ошибкой царя авторы сборника считали то, что император вверг Россию в заведомо проигрышную войну с Турцией. 

Свой взгляд на роль оппозиции в обществе и необходимость сделать гласными чаяния народа излагает в этом издании декабрист Михаил Лунин: «Моё единственное оружие — мысль, то согласная, то в разладе с правительственным ходом. В последнем случае не из чего пугаться. Оппозиция свойственна всякому политическому устройству. <…> Народ мыслит, несмотря на своё глубокое молчание. Доказательством, что он мыслит, служат миллионы, тратимые с целью подстеречь мнения, которые мешают ему выразить». 

На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с важными документами того периода, такими как Свод законов Российской империи, который был впервые издан в 1832 году по указу Николая I. Это 15 томов законодательных актов Российской империи, сгруппированных по темам. Здесь же Устав о цензуре 1829 года. Это второй цензурный устав, изданный для смягчения предыдущего: в 1826 году вышел первый его вариант, запрещавший печатать практически всё, что имело какую-либо политическую подоплёку, — настолько ещё были свежи в памяти императора события 14 декабря. 

Подцензурным царь попытался сделать и творчество Александра Пушкина, став его персональным цензором. Однако чем больше он вчитывался в пушкинскую поэзию и прозу, тем глубже проникался его художественной и гражданской правотой. В речи профессора Е.В. Петухова, произнесённой на торжественном акте Юрьевского университета 12 декабря 1896 года и изданной годом позже под заголовком «Об отношениях императора Николая I и А. С. Пушкина», — проделан серьёзный анализ обстоятельств, определяющих доминанту в общении царя и поэта: 

«Эти взаимные отношения, необычайно близкие для лиц столь разделённых между собою общественным положением, исполненные, с одной стороны, благожелательности и великодушия, а с другой — независимой прямоты, достоинства и душевного благородства, составляют любопытнейшую страницу в истории новейшей нашей литературы». За вниманием Николая к Пушкину стояло не только покровительственное отношение к литератору, но и несомненный интерес к его поэзии, на которую государь смотрел как на гордость и славу России. 

…Время правления Николая I многие исследователи называют парадоксальным: бурное промышленное и экономическое развитие сочеталось с бюрократической закостенелостью и повсеместной коррупцией, а великие Пушкин, Карамзин, Лермонтов и другие творили под неусыпным надзором Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии во главе с графом Бенкендорфом. Тургенев был отправлен в ссылку в своё имение за то, что осмелился разместить в газете некролог, посвящённый подцензурному писателю Гоголю.  

В электронной копии книги Н. Ермилова «Черты из жизни императора Николая Павловича» (1900) государь подводит итог своей жизни в последнем разговоре с сыном-наследником, будущим императором Александром II: «Служи России… Мне хотелось принять на себя всё трудное, всё тяжёлое, оставить тебе царство мирное, устроенное и счастливое — Провидение судило иначе».  

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

20 − восемнадцать =