У Руслана Исенова редкая профессия — агент-посредник по продажам продукции высокой моды. И судьба, встречающаяся не часто. Как же юный парень из Казахстана попал в Италию и каким он увидел мир моды?
— Руслан, объясните, почему вы вдруг уехали из Павлодара именно в Милан и как выбрали профессию, о существовании которой в Казахстане наверняка даже не подозревали.
— Моя мама — медик, папа — военный. Он хотел, чтобы я пошёл по его стопам. Но в военную академию я поступить не сумел. Поступил в Алма-Ате на английское отделение в Университет. Потом отслужил год в армии в погранвойсках. Демобилизовавшись, попробовал опять поступить в Академию, и опять безуспешно.
В то время я начал читать разную философскую и духовную литературу. Одной из первых книг, которые повлияли на моё решение последовать своему внутреннему голосу и мечтам, стал роман Паоло Коэльо «Алхимик». Я понял: то, что хочет от меня мой отец, не совпадает с моими желаниями. И всерьёз задумался — чего же я сам хочу в свои 23 года? С детства я любил языки, мечтал повидать мир, а вот быть военным не стремился никогда.
И тогда я решил поговорить с отцом как мужчина с мужчиной. Честно говоря, мне это далось нелегко. Но это был первый шаг на моём новом жизненном пути. Папа, конечно, расстроился, а потом благословил меня и купил билет в Италию. Спасибо ему! Это великое счастье, когда родители тебя понимают.
В Милане жила моя двоюродная сестра. Она давно меня приглашала в гости. Вообще-то, я всегда мечтал о Париже, но тут, недолго думая, решил начать с Милана…
— И сколько лет вы уже в Италии?
— Пятнадцать. Поначалу было сложно, но только с языком и документами. А вообще-то у меня здесь с первого дня как будто открылись все чакры (смеётся). Да так оно, наверное, и было.
Вскоре после приезда в Милан одна моя знакомая посоветовала походить в группу ментальной йоги. Там мне подарили книгу, на которой большими буквами было написано: «БЫТЬ ДУХОВНЫМ — БЫТЬ САМИМ СОБОЙ». Это был своеобразный знак для меня. И я себе сказал: будь таким, какой ты есть, и все станут воспринимать тебя таким, каков ты на самом деле. Я дал себе слово никогда не кривить душой, не фальшивить и деликатно, но всегда говорить правду…
— Не слишком ли сложно жить с такой жизненной философией в мире моды?
— Безусловно, она не гармонирует с этим миром. В моде я столкнулся с полнейшим фальшем. Но, тем не менее, в этом мире, как и везде, есть хорошие люди. Главное — не потерять себя. Я общаюсь со всеми одинаково открыто и полностью полагаюсь на свою интуицию. И я уверен: подобное притягивает подобное, а остальное отсеивается самой собой.
Конечно, даже попав в Италию, я не знал, что есть такая профессия — агент-посредник по продажам продукции высокой моды. Поначалу подрабатывал официантом, потом давал уроки английского…
А в моду попал, в общем-то, случайно. Устроился работать переводчиком в один buying office — агентство, которое предоставляет посреднические услуги при продажах-покупках продукции высокой моды. Понемногу стал входить в этот мир, понимать процессы оптовых закупок и посредничества. Я и сам не заметил, как клиенты начали обращаться ко мне за советом. Это были оптовые закупщики или владельцы магазинов-ритейлеров, которых я приводил в шоу—румы различных брендовых домов мод.
Переводчик — партнёр и помощник своего клиента. И агент-посредник — в том же качестве. Он помогает закупать последние коллекции одежды или аксессуаров, оставаясь партнёром и помощником покупателя вплоть до момента доставки товара в его магазин. Агент находится в постоянном и тесном контакте с клиентом, чтобы оказать поддержку при возможном обмене товара, дополнительных заказах и отзывах о продажах.
Так понемногу я и втянулся в эту работу. Клиенты стали меня ценить, обо мне прослышали другие конкурентные байинг-офисы…
— У вас был поначалу наставник?
— Представьте, нет. Я учился по ходу дела — у клиентов, а ещё изучая моду, коллекции, сам процесс работы. Работал, не жалея себя. Пришёл и успех: меня назначили сейлс-менеджером, бренд-менеджером, а в этом году — коммерческим директором в одном из ведущих агентств.
— Теперь, наверное, в этом можно признаться — когда вы ощутили себя профессионалом в своей профессии?
— Ой! (смеётся). Честно говоря, я и сейчас не чувствую себя профессионалом. Когда меня назначили коммерческим директором, я решил, что надо пройти курс повышения квалификации. Это можно сделать в миланском Университете Боккони. Учиться и совершенствоваться никогда не поздно!
— В чём же конкретно заключается работа агента-посредника?
— Представьте себе, что в один прекрасный день мой будущий клиент решает инвестировать средства в бутик моды в родном городе. И тут на него сразу обрушиваются вопросы: где взять настоящие модные вещи? как найти контакт с заграничными шоу—румами? и, вообще, с чего начать? Вот тут и вступаем в дело мы, агенты-посредники.
Сперва мы предоставляем клиенту бесплатную консультацию. Потом отводим его в различные коммерческие шоу—румы и даём выбрать интересные для него коллекции. Затем, если ему всё понравилось, становимся для клиента его постоянным партнёром и в последующие сезоны.
Спектр наших услуг очень широк. Начиная с подборки бренда и заканчивая моментом, когда курьер доставляет в бутик заказанный товар. Впрочем, и на этом наша работа не заканчивается. Мы часто ездим к нашим клиентам, проводим обучение персонала их бутика, следим за тем, как представлены и продаются коллекции. Как раз на следующей неделе лечу на Сахалин и во Владивосток.
Я работаю с русскоязычными клиентами. Обожаю русских клиентов! Только они могут поутру дать тебе пару евро и отправить в соседний бар попить пивка, чтобы опохмелиться после совместной вечеринки. А сами будут писать без тебя заказ...(смеётся). Или вот ещё клиентка мне пишет: «Руслан, пойди в такой-то шоу—рум, найди определённую модель одежды, которую я заказываю, и сфотографируй её тщательно, вид В ПЕРЕДИ и В ЗАДЕ». Но немало, конечно, и очень профессиональных, высокообразованных клиентов.
— Кто платит вам за такие услуги в конце сделки, клиент?
— Не всегда. Чаще всего процент с продажи идёт от шоу—рума. Но есть такие влиятельные бренды, которые не готовы платить процент, тогда это приходится делать клиенту.
— Что в вашей профессии определяет успех? Знание моды? Ваше обаяние? Или, может быть, что-то ещё, незаметное для клиента?
— В первую очередь, это честность в отношениях с клиентами и партнёрами, надёжность, открытость, а также знание дела. Кроме того, я всегда остаюсь самим собой. Ну, и, наконец, мой телефон всегда включён, я отвечу днём и ночью. Думаю, всё это и есть профессионализм. Мои клиенты знают: их успех — это и мой успех! Мир высокой моды работает круглые сутки!
— Вы видите последние коллекции самых известных домов мод ещё за год до того, как они появляются на страницах глянца и на прилавках бутиков. У вас никогда не возникает желания заняться творчеством и что-то создать самому?
— Нет, я люблю свою профессию. Дизайн-это не моё. Я люблю творчество. Но не в моде. Беру уроки игры на фортепиано, занимаюсь в русской театральной студии. Сейчас мы ставим спектакль «Гранатовый браслет» по Куприну.
— Цифровые технологии грозят изменить всю нашу жизнь. Как это отразится на вашей работе и самой моде?
— Мода была, есть и будет всегда. Хотя, конечно, изменятся формы и содержание, применение и ценности. Уже сегодня клиент стал более самостоятельным. Со временем ему всё меньше будет нужна помощь агентов-посредников. Это уже в ближайшем будущем.
— Вы вхожи во все дома мод Милана и Парижа?
— Да, конечно!
— А какой из брендов для вас любимый?
— На данный момент это Fendi. До недавнего времени его креативным директором был великий Карл Лагерфельд.
Я сам люблю одеваться хорошо и со вкусом. Последним тенденциям следую по долгу работы, но, вообще-то, они меня не сильно волнуют. Несмотря на то, что клиент тебя встречает именно по одёжке. Так что на работе я должен выглядеть модно и со вкусом. Да и дома рваный халат не надену… (смеётся), хотя рваное сейчас очень даже в моде!
Одежда, как ни крути, придаёт уверенности в себе. В особенности, марочная. Это своего рода защита от окружающего мира.
Милан, Италия