Иоанн Кронштадтский. Вечный поиск духовного пути | Мозгократия
 

Иоанн Кронштадтский. Вечный поиск духовного пути

Исполнилось 190 лет со дня рождения Иоанна Кронштадтского. Президентская библиотека готова познакомить вас с обширной подборкой редких книг о служении отца Иоанна людям во спасение душ человеческих. 

 

«Если бы наша родина не была богата, не сильна военным могуществом, если бы нечем было у нас похвастаться, поистине и тогда у нас никто не отнял бы нашей великой похвалы, нашу Российскую славу, какую Господь даровал нам в лице Кронштадтского батюшки, о. Иоанна Ильича Сергиева»,  так говорится в«Краткой биографии протоиерея о. Иоанна Ильича Сергиева (Кронштадтского)» (1911), размещённой на портале Президентской библиотеки. 

До революции в Петербурге на Сенатской площади, 3в зданиигде теперь находится наша Библиотека, располагался Святейший Правительствующий Синод. Здесь принимались исторические решения, касающиеся развития и деятельности Русской Православной церкви. Сюда приходили не одно поколение иерархов Церкви, а также священнослужители, после смерти причисленные к лику святых. Был среди них и Иоанн Кронштадтский. 

В представленных Президентской библиотекой сочинениях можно увидеть большое количество прижизненных изданий о знаменитом протоиерее, о его поисках духовного пути, составляющего опору в жизни каждого ищущего человека. В раритетных изданиях 1890-х годов «Жизнь и труды отца Иоанна Сергиева Кронштадтского, протоиерея Андреевского собора»«Отец Иоанн как пастырь-благотворитель»«Отец Иоанн среди народа» и ряде других книг из фонда Библиотеки ёмко и содержательно показана жизнь святого, отданная без остатка служению Богу и людям 

Иоанн Ильич Сергиев родился в селе Суре Архангельской губернии в бедной семье. Вот что писал В.П. Соколов в книге «О. Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский» (1908): «Родился о. Иоанн хилым, болезненным до такой степени, что родители не надеялись, что мальчик доживёт до следующего дня, и окрестили его в ночь рождения, дав ему имя Иоанна в честь Иоанна Рыльского. Однако после крестин здоровье ребёнка стало понемногу поправляться». 

В 1839 году Иоанн поступил в Архангельское приходское училище, которое окончил с блестящими результатами, а затем продолжил учёбу в Архангельской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии. После рукоположения о. Иоанна направили в Кронштадт. 

Ему случалось не только духовно, но и материально поддерживать бедняков, изверившихся в надеждах на лучшую жизнь. Он со всеми социальными слоями своих сограждан был одинаково ровен. Об этом свидетельствуют записки А. Ступина «Отец Иоанн Кронштадтский среди народа» (1986): «Везде он один, со всеми одинаковый, обходительный, ласковый и приветливый». В этой книге рассказывается, как отец Иоанн совершенно безбоязненно спускался в землянки бедняков, поднимался на чердаки, чтобы принести облегчение обитателям трущоб. Он говорил с ними о том, что отразит позже в сочинении «Созерцания и чувства христианской души» (1905). 

Отец Иоанн преподавал закон Божий в различных учебных заведениях Кронштадта и продолжал писать книги, учения, наставления. На портале Президентской библиотеки доступно уникальное «Полное собрание сочинений праведника божия Иоанна Кронштадтскаго» в двух томах. Здесь же можно ознакомиться и с «Наставлением о. Иоанна Сергиева (Кронштадтского) при совершении таинства покаяния» (1894). В «Наставлении…» сказано: «Покаяние есть дар, данный для самоосуждения, самообличения, самоукорения. Покаяние есть твёрдое и непреклонное намерение исправиться, обновиться, примириться со своею совестью». 

А вот что говорилось в предисловии к книге Иоанна Кронштадтского «Уроки благодатной жизни» (1894): «Воистину  перед нами не книга, но сама жизнь. Духовные опыты, советы, наставления извлекаются из глубины сердца, всецело стремящегося к Богу. Потому  всё, что вылилось из этого источника,  сильно действует на душу христианина». 

Жизнь, наполненная трудами и молитвами, приносила необыкновенные плоды. Проницательность священника, его способность предвидеть события укрепляли веру людей и вселяли надежду в моменты жизненных испытаний. Издание «Отец Иоанн как пастырь-благотворитель» отмечает: «Эта чуткая, полная любовной отзывчивости душа сразу замечала, кому нужна поддержка и помощь; он, не смущаясь, шёл к больной душе, неся исцеление, хотя эта душа была ему и незнакома». 

В Петербурге молодому священнику впервые пришлось столкнуться с людьми высшего круга, в том числе с царской семьёй. И Александр III, и Николай II отцу Иоанну верилиуважая его за высокие духовные качества. Благодаря этому Кронштадт получил свою главную архитектурную достопримечательность — Морской собор святителя Николая Чудотворца(Ставропигиальный Никольский Морской собор города Кронштадта). Отец Иоанн активно добивался строительства этого собора: «Город наш, первая морская цитадель отчизны, так и не обзавёлся солидным храмом. А ведь церковь  тот же корабль, которым управляет сам Господь». В итоге в 1896 году Николай II приказал Морскому ведомству разработать архитектурный план собора в Кронштадте. 

Со временем слава о духовных дарах священнослужителя, бескорыстии и помощи страждущим распространилась по всей России. В своих воспоминаниях «Три раза в Кронштадте у о. Иоанна» А.И. Соловьёв пишет: «Тысячи народа, люди разных званий и положений с разных концов обширной Руси устремляются в Кронштадт к о. Иоанну. Народ идёт, чтобы повидать батюшку, принять от него благословение, укрепиться его молитвою в немощной и скорбной жизни, спросить совета, указаний». 

Но не только на главном своём поприще  каждодневном служении Богу отстаивал Иоанн Кронштадский свои принципы, убеждения и веру. Он живо реагировал на «мирские» дела и проблемы. До какой степени батюшка был страстным полемистом, свидетельствует, в частности, «Ответ отца Иоанна Кронштадтского Льву Толстому на его «Обращение к духовенству»»: 

«Слушайте, слушайте, православные, что заповедует духовенству всех стран русский Лев: он пресерьёзно и самоуверенно утверждает, что необразованных, особенно рабочих и детей, не должно учить вере в Бога, в Церковь, в таинства, в воскресение, в будущую жизнь, не должно учить молиться, ибо всё это, по Толстому, есть нелепость, и потому, что они не могут объяснить того, что им преподаётся, как будто у них нет смысла и восприимчивости, между тем как Господь из уст младенцев совершает хвалу Своему величию и благости; утаивает от премудрых и разумных Свою премудрость и открывает её младенцам…». 

Отца Иоанна тревожила и проблема падения нравов, о чём он пишет в своём дневнике, опубликованном в «Полном собрании сочинений праведника божия Иоанна Кронштадтскаго»: «Удивительная болезнь явилась нынче  это страсть к развлечениям. Это  прямой показатель того, что людям нечем стало жить, что они разучились жить серьёзной жизнью: трудом на пользу нуждающихся и внутренней духовной жизнью, и начали скучать. И меняют глубину и содержание духовной жизни на развлечения! Какое безумие! Точно дети, лишённые разума! Вот куда должно пастырям направить свои силы! Они должны внести в жизнь утраченное ею содержание, возвратить людям смысл жизни. Пастыри должны от этих пагубных развлечений охранить наш народ!». 

Это было сказано сто с лишним лет назад, но кажется, будто вчера. 

 

Расскажите друзьям:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

четыре + 18 =