Исполнилось 190 лет со дня рождения Иоанна Кронштадтского. Президентская библиотека готова познакомить вас с обширной подборкой редких книг о служении отца Иоанна людям во спасение душ человеческих.
«Если бы наша родина не была богата, не сильна военным могуществом, если бы нечем было у нас похвастаться, поистине и тогда у нас никто не отнял бы нашей великой похвалы, нашу “Российскую славу”, какую Господь даровал нам в лице “Кронштадтского батюшки”, о. Иоанна Ильича Сергиева», — так говорится в «Краткой биографии протоиерея о. Иоанна Ильича Сергиева (Кронштадтского)» (1911), размещённой на портале Президентской библиотеки.
До революции в Петербурге на Сенатской площади, 3, в здании, где теперь находится наша Библиотека, располагался Святейший Правительствующий Синод. Здесь принимались исторические решения, касающиеся развития и деятельности Русской Православной церкви. Сюда приходили не одно поколение иерархов Церкви, а также священнослужители, после смерти причисленные к лику святых. Был среди них и Иоанн Кронштадтский.
В представленных Президентской библиотекой сочинениях можно увидеть большое количество прижизненных изданий о знаменитом протоиерее, о его поисках духовного пути, составляющего опору в жизни каждого ищущего человека. В раритетных изданиях 1890-х годов «Жизнь и труды отца Иоанна Сергиева Кронштадтского, протоиерея Андреевского собора», «Отец Иоанн как пастырь-благотворитель», «Отец Иоанн среди народа» и ряде других книг из фонда Библиотеки ёмко и содержательно показана жизнь святого, отданная без остатка служению Богу и людям…
Иоанн Ильич Сергиев родился в селе Суре Архангельской губернии в бедной семье. Вот что писал В.П. Соколов в книге «О. Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский» (1908): «Родился о. Иоанн хилым, болезненным до такой степени, что родители не надеялись, что мальчик доживёт до следующего дня, и окрестили его в ночь рождения, дав ему имя Иоанна в честь Иоанна Рыльского. Однако после крестин здоровье ребёнка стало понемногу поправляться».
В 1839 году Иоанн поступил в Архангельское приходское училище, которое окончил с блестящими результатами, а затем продолжил учёбу в Архангельской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии. После рукоположения о. Иоанна направили в Кронштадт.
Ему случалось не только духовно, но и материально поддерживать бедняков, изверившихся в надеждах на лучшую жизнь. Он со всеми социальными слоями своих сограждан был одинаково ровен. Об этом свидетельствуют записки А. Ступина «Отец Иоанн Кронштадтский среди народа» (1986): «Везде он один, со всеми одинаковый, обходительный, ласковый и приветливый». В этой книге рассказывается, как отец Иоанн совершенно безбоязненно спускался в землянки бедняков, поднимался на чердаки, чтобы принести облегчение обитателям трущоб. Он говорил с ними о том, что отразит позже в сочинении «Созерцания и чувства христианской души» (1905).
Отец Иоанн преподавал закон Божий в различных учебных заведениях Кронштадта и продолжал писать книги, учения, наставления. На портале Президентской библиотеки доступно уникальное «Полное собрание сочинений праведника божия Иоанна Кронштадтскаго» в двух томах. Здесь же можно ознакомиться и с «Наставлением о. Иоанна Сергиева (Кронштадтского) при совершении таинства покаяния» (1894). В «Наставлении…» сказано: «Покаяние есть дар, данный для самоосуждения, самообличения, самоукорения. Покаяние есть твёрдое и непреклонное намерение исправиться, обновиться, примириться со своею совестью».
А вот что говорилось в предисловии к книге Иоанна Кронштадтского «Уроки благодатной жизни» (1894): «Воистину — перед нами не книга, но сама жизнь. Духовные опыты, советы, наставления извлекаются из глубины сердца, всецело стремящегося к Богу. Потому — всё, что вылилось из этого источника, — сильно действует на душу христианина».
Жизнь, наполненная трудами и молитвами, приносила необыкновенные плоды. Проницательность священника, его способность предвидеть события укрепляли веру людей и вселяли надежду в моменты жизненных испытаний. Издание «Отец Иоанн как пастырь-благотворитель» отмечает: «Эта чуткая, полная любовной отзывчивости душа сразу замечала, кому нужна поддержка и помощь; он, не смущаясь, шёл к больной душе, неся исцеление, хотя эта душа была ему и незнакома».
В Петербурге молодому священнику впервые пришлось столкнуться с людьми высшего круга, в том числе с царской семьёй. И Александр III, и Николай II отцу Иоанну верили, уважая его за высокие духовные качества. Благодаря этому Кронштадт получил свою главную архитектурную достопримечательность — Морской собор святителя Николая Чудотворца (Ставропигиальный Никольский Морской собор города Кронштадта). Отец Иоанн активно добивался строительства этого собора: «Город наш, первая морская цитадель отчизны, так и не обзавёлся солидным храмом. А ведь церковь — тот же корабль, которым управляет сам Господь». В итоге в 1896 году Николай II приказал Морскому ведомству разработать архитектурный план собора в Кронштадте.
Со временем слава о духовных дарах священнослужителя, бескорыстии и помощи страждущим распространилась по всей России. В своих воспоминаниях «Три раза в Кронштадте у о. Иоанна» А.И. Соловьёв пишет: «Тысячи народа, люди разных званий и положений с разных концов обширной Руси устремляются в Кронштадт к о. Иоанну. Народ идёт, чтобы повидать батюшку, принять от него благословение, укрепиться его молитвою в немощной и скорбной жизни, спросить совета, указаний».
Но не только на главном своём поприще — каждодневном служении Богу —отстаивал Иоанн Кронштадский свои принципы, убеждения и веру. Он живо реагировал на «мирские» дела и проблемы. До какой степени батюшка был страстным полемистом, свидетельствует, в частности, «Ответ отца Иоанна Кронштадтского Льву Толстому на его «Обращение к духовенству»»:
«Слушайте, слушайте, православные, что заповедует духовенству всех стран русский Лев: он пресерьёзно и самоуверенно утверждает, что необразованных, особенно рабочих и детей, не должно учить вере в Бога, в Церковь, в таинства, в воскресение, в будущую жизнь, не должно учить молиться, ибо всё это, по Толстому, есть нелепость, и потому, что они не могут объяснить того, что им преподаётся, как будто у них нет смысла и восприимчивости, между тем как Господь из уст младенцев совершает хвалу Своему величию и благости; утаивает от премудрых и разумных Свою премудрость и открывает её младенцам…».
Отца Иоанна тревожила и проблема падения нравов, о чём он пишет в своём дневнике, опубликованном в «Полном собрании сочинений праведника божия Иоанна Кронштадтскаго»: «Удивительная болезнь явилась нынче — это страсть к развлечениям. Это — прямой показатель того, что людям нечем стало жить, что они разучились жить серьёзной жизнью: трудом на пользу нуждающихся и внутренней духовной жизнью, и начали скучать. И меняют глубину и содержание духовной жизни на развлечения! Какое безумие! Точно дети, лишённые разума! Вот куда должно пастырям направить свои силы! Они должны внести в жизнь утраченное ею содержание, возвратить людям смысл жизни. Пастыри должны от этих пагубных развлечений охранить наш народ!».
Это было сказано сто с лишним лет назад, но кажется, будто вчера.